Они не волшебники, они стеклодувы

Последняя полоса

Российским производителям ёлочных игрушек сложно выдерживать конкуренцию с китайскими

Какой Новый год без ёлки! Украшая игрушками зелёную красавицу, мы редко задумываемся о том, где они были произведены. В начале 90-х годов вместе с большим потоком китайского импорта в страну хлынули низкокачественные ёлочные игрушки, которые постепенно начали вытеснять украшения ручной работы, столь популярные в СССР. Однако именно в последние годы возвращается мода на настоящие, стеклянные, мастерски сделанные игрушки. Сегодня в России сохранилось лишь несколько заводов с традиционным производством. Каковы их шансы выжить, разбиралась обозреватель «Парламентской газеты».

Детвора в восторге

Чтобы увидеть, как происходит процесс выдувания стеклянной ёлочной игрушки, я отправилась в подмосковный город Химки. Владелица фабрики и её генеральный директор в одном лице Раиса Васильева проводит в цех производства. На моих глазах длинную стеклянную трубку мастер раскаляет на огне до 500 градусов, затем чуть растягивает, как растопленную карамель, и размыкает на две части. Затем разогревает одну из заготовок с одной стороны вновь, а с другой дует в получившуюся соломинку: так получается шарик. За смену один стеклодув может сделать до нескольких сотен таких колбочек — будущих ёлочных игрушек.

Раиса Васильева рассказывает, что работать она начала в 1985 году технологом в цехе ёлочной игрушки при зеркальном заводе. После распада СССР и остановки деятельности предприятия они с подругой Татьяной Цините открыли свой маленький бизнес, чтобы продолжать заниматься любимым делом.

Сегодня примерно девять месяцев в году фабрика работает на наполнение склада, мастеров-стеклодувов нанимают обычно на сезонную работу. Ближе к новогодним праздникам компания переключается совсем на другое направление бизнеса: за небольшую плату фабрику посещают все желающие — в год свыше пяти тысяч человек. Для них подготовлена целая развлекательная программа с чаепитием и мастер-классами по разрисовыванию игрушек. Самые смелые могут под руководством мастера даже попробовать выдуть свой шар.

Стены на фабрике исписаны отзывами маленьких посетителей: старательно, детским почерком выведено «Всё было супер!» и «СпОсибА». «В прошлые годы к нам даже приходили из посольства Норвегии, инженеры из подмосковного Королёва. Магия ёлочной игрушки притягивает людей, независимо от возраста», — рассказывает Раиса Васильева.

Химки для фабрики выбрали не случайно: арендная плата не так кусаётся, как в Москве, при этом нет проблем со сбытом готовых игрушек и набором персонала. «Сегодня мы чувствуем большую поддержку от администрации города, что, безусловно, помогает нам», — добавляет директор.

Цена плюс качество

Кроме химкинской, сегодня в России действуют лишь несколько фабрик, которые занимаются столь трудоёмким процессом выдувания ёлочных шаров из стекла. Самые крупные из них находятся в подмосковных Клине и Павловском Посаде, в Нижнем Новгороде и Красноярске. Продукция весьма разно­образна: кроме традиционных стеклянных шаров здесь делают различные формовые фигурки. Стоит отметить, что зачастую фабрики используют так называемую штамповку, когда рисунок на готовое изделие наносится с помощью трафарета, а затем дорисовываются лишь детали. Полностью ручная роспись является трудоёмким и дорогостоящим процессом, такие шары фабрики стараются делать под заказ. Стоимость такого изделия начинается с пятисот руб­лей и достигает порой двух тысяч, не мудрено, что массовый потребитель чаще отдаёт предпочтение конвейерным шарам из Поднебесной за 200-300 рублей.

Впрочем, и китайские производства постоянно развиваются, увеличивая не только объёмы, отмечает директор музея ёлочной игрушки Игорь Хмелёв: «Азиатские производители используют европейский дизайн, поэтому с ними всё сложнее конкурировать — и красиво, и недорого. После Китая в мире лидирует украинская игрушка, там действуют более двадцати различных фабрик, и себестоимость товара значительно ниже российского. Поэтому получается, что наша страна производит ёлочные украшения лишь для внутреннего рынка и занимает на нём около 20 процентов». Общий объём производства новогодней игрушки в России не превышает 5 миллионов единиц в год, что спрос не удовлетворяет».

В сетях импорта

Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты сошлись во мнении: на пути у реализации отечественной ёлочной игрушки встают сетевые магазины. Крупные ритейлеры не хотят иметь дело с малым бизнесом, предпочитая проверенный вариант — поде­шевле и побольше. А потому и хорошую ёлочную игрушку покупателю сегодня не так-то просто найти. Как правило, это лишь специализированные ларьки в крупных торговых центрах и фирменные магазины при фабриках.

Сетевые магазины — раковая опухоль российской экономики, считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов: «Сети, как правило иностранные, они имеют своих крупных поставщиков, а отечественных производителей на свои полки пускать не хотят. Например, в Индии долгое время было иностранцам запрещено инвестировать в эту сферу экономики именно по этой причине». Парламентарий уверен, если появятся отечественные сети с влиянием государства, это будет серьёзным стимулом для импортозамещения. «Что касается малого бизнеса, здесь необходимы как некоммерческие, так и коммерческие организации, кооперации, которые будут объединять производителей одного вида товара и отстаивать интересы сферы, в том числе помогая в поставке продукции в сетевые магазины», — подчёркивает депутат и добавляет, что у ёлочной игрушки российского производства есть будущее, но для этого ей необходима помощь государства.

Просмотров 981

25.12.2014 20:24