Врачеватели души
700-летие Сергия Радонежского
Проповеди православных старцев многие ассоциируют с их «тайными знаниями», которые не только могут решить проблему в настоящем, но и знают будущее. Однако духовно опытные люди склонны их сравнивать не с магами, а с врачами души. Об этом рассуждали гости очередных «Сергиевских бесед» в пресс-центре «Парламентской газеты».
Авторитет, любовь и послушание
Современный мир, увы, не избавился от языческих представлений о вещах духовных. Вот и православные старцы многими воспринимаются как маги-волшебники, которые благодаря неким заклинательным молитвам правят миром. Специалисты, коими в данном случае выступают представители духовенства, всячески предостерегают от таких представлений: следование им — прямой путь к заблуждению. На это обратил внимание проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Георгий Ореханов: «Принцип «я совершаю правильные действия и получаю заранее известный результат» в духовном опыте невозможен. Выделю три понятия, из которых складывается старчество: авторитет, любовь и послушание».
Он подчеркнул: стать старцем может далеко не каждый священник, кто этого захочет. В отличие от так называемых младостарцев, не стесняющихся рекламировать свои познания, истинные старцы склонны всегда принижать своё значение. Таким в XIV веке был для братии своей обители Сергий Радонежский. Однако во времена преподобного это не называлось старчеством, такое определение появилось намного позже. Как поясняет историк Дмитрий Володихин, старчество зародилось на древнем христианском Востоке. На Русь оно пришло в XI веке вместе с основателями русского монашества Антонием и Феодосием Печерскими. Поэтому деяния великих святых постмонгольской Руси — и прежде всего преподобного Сергия Радонежского — для многих историков являются продолжением «печерских» традиций.
Церковь умоляла Толстого покаяться
Сегодня нередко возникают споры на тему «Сохранилось ли старчество в современном мире»? Отец Георгий Ореханов убеждён, что так оно и есть.
Мнение старца как в прошлом, так и в настоящем зачастую оказывает больше влияния на умы, чем слова первых лиц Церкви и государства. Отец Георгий вспомнил, что именно слово старца Псково-Печерской обители Иоанна Крестьянкина положило конец спорам, бойкотировать ли ИНН: по рассуждению псковского архимандрита, штрих-код и ИНН — вещи в спасении души второстепенные, в первую очередь нужно смотреть на свои грехи и исправлять эти ошибки. В этом проявляется ещё один явный признак истинного старчества — оно никогда не обращает человека к вещам политическим, идеологическим, а только к духовным.
В истории известны случаи, когда знаменитые личности переезжали жить в монастырские кельи только для того, чтобы быть ближе к своему старцу. Так случилось, например, с известным русским философом Константином Леонтьевым, который получал духовное водительство от такого гиганта духа, как святой Амвросий Оптинский, и перед смертью даже принял монашеский постриг. Противоположный пример, о котором любят вспоминать антиклерикалы, — отношения Церкви и Льва Толстого. Один из популярных выводов: старцы якобы оттолкнули от себя писателя, который приехал к Оптиной пустыни перед самой смертью. Отец Георгий Ореханов — автор исследовательского труда на данную тему, за что был удостоен звания доктора церковной истории. По его словам, великий писатель в последние дни не сумел переступить порог обители. «И сделал так не потому, что ему кто-то запретил. Хочу напомнить, что старец Варсонофий Оптинский приехал в Астапово, к одру Толстого, имея на руках такое постановление Синода: если Лев Николаевич хотя бы на ухо священнику скажет, что хочет раскаяться, то его можно причастить Святых Христовых Тайн (главное из церковных Таинств). Митрополит Антоний (Вадковский) слал телеграммы, умоляя писателя об этом. То есть Церковь не только не отталкивала, а умоляла Толстого приблизиться к Ней», — подчеркнул батюшка.
Как распознать лжестарца?
Деталь, по которой таких горе-наставников можно легко распознать, — нарочитая жёсткость и «политизация» наставлений с целью утвердить некий общественный идеал или государственный строй. «Это довольно нелепо, ведь старец служит не государству и даже не Церкви, а напрямую Богу. И вопрос, какой политический строй в стране, для него третьестепенный», — отмечает Дмитрий Володихин.
Отец семерых детей, имеющий 15-летний опыт воцерковления, общественный деятель Дмитрий Девяткин заметил, что есть один критерий, который с довольно высокой точностью позволяет определить: старец перед тобой или нет. «Если человек начинает категорично указывать, как жить, то лучше от такого человека бежать. А тот, кто действует личным примером, — с тем остаться» — считает он. И привёл пример из жизни Антония Оптинского, который убеждал одного инока не пропускать ранние утренние службы. Но тот неизменно ссылался на нездоровье. Тогда старец сам пошёл на утреню, несмотря на то, что из-за болезни ног вообще не мог стоять. После он пришёл прямо к тому иноку и, упав ему в ноги, плакал. Так старец убедил инока избегать лени.
Один из распространённых вопросов сегодня — как относиться к предсказаниям старцев, которыми наводняется Интернет? Здесь все участники беседы были единодушны: как минимум с огромной осторожностью. Слова старцев произносятся, как правило, для тех людей, которые с ними находятся в этот самый момент, и для тиражирования не предназначены.
«Не надо искать старцев больше, чем покаяния, спасения своей души. Если человек встаёт на путь изменения, то Господь всегда посылает ему наставника. Поэтому вначале должно стоять стремление очистить душу, а потом и старец придёт», — резюмировал отец Георгий.