Социальные услуги станут доступнее, а их выбор шире

Социальная сфера

Ежегодно государство оказывает соцпомощь более чем 34 миллионам человек: пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам, семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. С 1 января 2015 года эти люди почувствуют повышенную заботу о себе со стороны государства, а количество тех, кто имеет право на эту помощь, станет больше. В этот день вступает в силу Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который уже был назван революционным и парламентариями, и экспертами. Документ меняет систему, предлагая в первую очередь новые стандарты качества.

В борьбе за клиента

До конца этого года социальными услугами могут бесплатно воспользоваться лишь те, чей доход ниже одного прожиточного минимума, установленного в регионе. С первого января, согласно новому закону, эта планка будет поднята до полутора прожиточных минимумов, что значительно расширяет категорию граждан-потребителей и повышает доступность услуг.

Меняется и сфера платных социальных услуг. Граждане с доходом выше установленной планки, но находящиеся в особом статусе (например, бывшие военные, получающие повышенную пенсию), как имели, так и будут иметь право воспользоваться соцуслугами на платной основе. Однако если сегодня обслуживанием бесплатно или за деньги занималось исключительно государство, то с нового года в эту сферу придут НКО и другие частники.

- Для нас важно создание конкурентной среды, — рассказывает заместитель председателя Государственной Думы Андрей Исаев. — Мы подключаем к госсектору благотворительные структуры, некоммерческие и даже коммерческие организации. Далее — государством устанавливаются расценки, в том числе порог максимальной цены, — появляется здоровая конкуренция: кто лучше, быстрее и эффективнее готов оказать помощь.

Бизнес, как правило, хочет при минимальных затратах извлечь максимальную прибыль, что не всегда соответствует интересам социальной сферы, подчёркивает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский: «У властей Москвы и Санкт-Петербурга уже есть удачный опыт взаимодействия государственных и коммерческих структур в социальной сфере, его и нужно взять на вооружение другим регионам».

«Не положено» — больше не скажут

Отныне подход к каждому конкретному человеку будет зависеть от его потребностей, для этого государством вводится понятие «индивидуальная программа».

- Мы часто вынуждены не выходить за рамки «положено» — «не положено», и в этом смысле новый закон поможет вздохнуть с облегчением, — рассказывает директор Межмуниципального комплексного центра социального обслуживания населения города Балашихи Сергей Москвин. — Например, в частном секторе, где живут люди без водопровода, у нас много клиентов. Стандарт предполагает, что социальный работник приносит воду с колонки нуждающимся до восьми раз в месяц. Больше — не положено, меньше — невыгодно самому работнику, чья зарплата зависит от количества выполняемых услуг. По новым правилам уже на стадии заключения договора мы определяем, будут это две доставки или, условно говоря, двадцать две — сколько необходимо.

Для того чтобы начать пользоваться социальными услугами и получить свою индивидуальную программу, отныне нужно будет подать заявление и получить на него ответ в течение 10 рабочих дней. При этом программа, во-первых, закреплена за человеком, даже если он меняет место жительства, а во-вторых, будет подлежать пересмотру не реже чем раз в три года. Тем, кто и до первого января получал социальные услуги, сформируют программу без дополнительной бумажной волокиты.

Просмотров 493

18.12.2014 15:19