Первый уровень власти

Закон и практика

Главы муниципалитетов должны выйти к народу

Полгода назад вступили в силу поправки к закону об общих принципах организации местного самоуправления. О первых итогах реформы «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. 

- Виктор Борисович, вы сами долгое время были главой муниципального района и наверняка знали, что нововведения на местах могут воспринять неоднозначно.

- Некоторые опасения были. Любые изменения неизбежно порождают всплеск скептических оценок и критики. Мы столкнулись с такой критикой в части порядка формирования представительных органов районов, выборов глав муниципалитетов. Нам авансом ставили в вину отмену прямых выборов, например. На стадии разработки тогда ещё законопроекта звучали самые разные, даже радикальные предложения. Скажу как есть: опасения скептиков не оправдались. Прежде чем менять закон, мы серьёзно работали с субъектами Федерации, проводили парламентские слушания, собирали экспертные советы. Нам удалось главное — уйти от унифицированного подхода, ведь под один правовой шаблон все области и республики подогнать нельзя. Мы сохранили все формы выборов и значительно расширили полномочия субъектов. Теперь они сами могут решать, как именно эти полномочия будут распределяться. Так и должно быть в федеративном государстве.

- В каких именно вопросах субъекты получили право самостоятельного решения?

- Во-первых, в вопросах формирования органов местной власти. Каждый регион получил право самостоятельно решать, проводить прямые выборы глав или избирать их из числа депутатов. Надо сказать, что регионы подошли к этому вопросу без кампанейщины, достаточно взвешенно и конструктивно. Например, в Псковской области прямые выборы глав будут применяться в 24 муниципальных образованиях из 26, в Иркутской области — во всех. Второе важное направление — это самостоятельность регионов в вопросе распределения полномочий. Прежде всего мы учли финансовые возможности сёл и предложили оставить им только те вопросы, которые будут им по силам, — установили так называемый минимальный перечень. Полномочия сельских поселений значительно сократились.

- Власть стала ближе, но полномочий у неё чуть не втрое меньше.

- Честно говоря, лучше меньше полномочий с деньгами, чем больше, но без всякого финансового обеспечения. Не секрет, что уровень сельских поселений по стране разный — есть слабые сёла, есть сильные. Регионы могут расширять сферу компетенции муниципалитетов с учётом местных социально-экономических особенностей. Мы предложили установить раздельные перечни вопросов для городских и сельских поселений — субъекты сами решат, дополнять ли этот минимум. Получалось, что село перегружено полномочиями, а финансовых ресурсов нет. В конечном счёте это троекратное сокращение только укрепит местное самоуправление на селе.

- Муниципальные бюджеты — больной вопрос. Они формируются по остаточному принципу. Появятся ли новые источники их пополнения?

- Сейчас в доходах муниципалитетов доминируют в основном дотации, субсидии и субвенции. Доходы от налогов не превышают и 30 процентов. За местными бюджетами нужно закреплять те налоги, на развитие базы которых может влиять муниципальная власть. Вот почему мы выступаем за передачу местным бюджетам «упрощёнки» — налога на малый бизнес. Предлагаем передать в местные бюджеты и 1-2 процента ставки от налога на прибыль организаций, доходы от которой зачисляются сейчас в федеральный бюджет.

Президент в своём ежегодном Послании очень вовремя затронул вопрос развития транспортной инфраструктуры. А ведь это один из важнейших аспектов повышения уровня жизни. Я убеждён, что для решения этого вопроса необходимо перенаправить поступления от транспортного налога с физических лиц в муниципальные дорожные фонды. По предварительным оценкам Правительства, это позволило бы направить на строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство внутридворовых тротуаров дополнительно 52,3 миллиарда рублей — это значительная цифра. С нового года налог на недвижимость будет рассчитываться, исходя из кадастровой, фактически рыночной стоимости. Это будут уже другие суммы, и они увеличат муниципальные бюджеты. Пополнять их могли бы и штрафы за нарушение ПДД, и платежи за добычу таких общераспространённых ископаемых, как песок, глина. Предложений в этом направлении много.

Важным возможным источником местных бюджетов могут быть местные сборы. Этот источник указан в Конституции, но на практике до сих пор не применяется. А ведь всё земское самоуправление, которому в этом году мы отмечали 150 лет, выросло на местных сборах и благотворительных пожертвованиях тех же предпринимателей. На это строились знаменитые земские школы и больницы. Сборы в отличие от налогов собираются только с конкретной деятельности. Ведёшь, к примеру, добычу песка и глины — заплати местный сбор, не ведёшь — не платишь. Организуешь размещение рекламы — плати сбор за это, устроил мусорный полигон — тоже пополни местный бюджет, а не карман чиновника, как порой нынче бывает.

- Какие ещё новации предложены в 136-м законе?

- Появилось два новых вида муниципальных образований. Городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы внутри них. Пре­образование округов, порядок формирования новых органов власти — всё это теперь зона ответственности регионов. Такая система уже действует в Челябинске. Его успели окрестить «нашим Нью-Йорком». Да, действительно Нью-Йорк поделён на множество районов, там около пяти тысяч муниципалитетов и все они слаженно работают. Вопрос по внутригородским районам сейчас прорабатывается и в Самаре, и в Дагестане. Подобные решения должны быть взвешенны и обдуманны, спешка здесь ни к чему. Ведь речь идёт не просто о том, чтобы разделить какой-то крупный город на районы. Важно не допустить сбоя в чётко работающем механизме городского хозяйства. Каждый регион выберет наиболее оптимальную для себя модель.

- Из ваших слов следует, что принятый закон добавит регионам немало работы. Как реагируют власти на местах?

- В целом регионы продемонстрировали готовность к серьёзной работе. Переходный период закона — всего полгода. Он завершён. За это время и регионы, и местные власти подготовили серьёзную законодательную базу. Успешного перехода к новым механизмам не будет без продуктивного диалога. Руководители регионов и муниципальное сообщество находят сбалансированные решения, идут рука об руку. В конечном итоге от такого грамотного взаимодействия выигрывают все, граждане в первую очередь. Основной целью нововведений было желание приблизить власть к народу и простимулировать регионы к самостоятельным решениям в вопросах местного самоуправления. Пока региональная власть показывает, что к такой возросшей ответственности она готова. 

досье

Виктор Кидяев в 1987 году окончил Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева. Работал на производстве, прошёл путь от ученика наладчика до директора Зубово-Полянской трикотажной фабрики. Более 12 лет проработал главой администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия. С 2009 года — депутат Государственной Думы. Член фракции «Единая Россия».

Просмотров 479

18.12.2014 19:00