Парламентарии проанализировали итоги своей работы

Неделя Федерального Собрания

Опубликован Отчёт о состоянии российского законодательства за 2014 год. Первый такой документ появился в прошлом году, к двадцатилетию Конституции Российской Федерации. Помимо анализа действующего законодательства, который в большей степени может заинтересовать узкий круг специалистов, в этом отчёте можно познакомиться с обзором важнейших законов, которые оказали серьёзное влияние на жизнь россиян.

Презентация документа в обеих палатах российского парламента состоялась в минувшую среду почти синхронно, с разницей в несколько часов. Сначала его обсудили в Государственной Думе, потом в Совете Федерации, и в обоих случаях специально для этого было выделено фиксированное время, что бывает только при рассмотрении наиболее важных вопросов.

Про историю вопроса напомнила спикер палаты регионов Валентина Матвиенко. Она рассказала, что Совет Федерации совместно с региональными парламентами уже почти десять лет занимается мониторингом законодательства, а в прошлом году парламентарии перешли на новый формат — теперь это Отчёт о состоянии российского законодательства. В работе над ним активно участвуют обе палаты Федерального Собрания. Государственная Дума занимается анализом действующего законодательства, а зоной ответственности Совета Федерации является раздел документа, посвящённый государственной политике в законодательстве регионального уровня.

Отдельный раздел отчёта посвящён законам, связанным с интеграцией Крыма и Севастополя в российское правовое пространство. Во время своего выступления Сергей Нарышкин рассказал, что в уходящем году парламентарии провели беспрецедентную работу по такому важному вопросу.

- С этой задачей наш созыв справился достойно. За несколько месяцев Государственная Дума приняла более тридцати законов, и наверняка будут новые инициативы, в том числе до конца осенней сессии этого года, поскольку правовая история пишется буквально каждый день, — сказал он.

Некоторые нововведения уже принесли свои результаты. Парламентарии приняли поправки в пенсионное законодательство, подняв крымские пенсии до российского уровня, и благодаря этому доходы пенсионеров увеличились в несколько раз. Изменения жилищного законодательства предоставили право двум новым регионам на льготных условиях получать финансовую поддержку за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Эти средства пойдут на ремонт многоквартирных домов.

Ещё один любопытный раздел отчёта посвящён обзору новых законов в социальной и культурной сфере. Его составители напомнили, что в нашей стране будет проводиться независимая оценка качества работы больниц, поликлиник, театров и музеев.

Кстати, о музеях. В уходящем году парламентарии приняли поправки, которые позволяют студентам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, бесплатно ходить в государственные и муниципальные музеи. Казалось бы, это мелочь, но кто из них раньше ходил на выставки за деньги? А теперь во многих регионах страны они посещают экспозиции всем своим курсом.

Что же касается работы с региональными законодательными инициативами, то здесь ещё есть над чем задуматься. «Специально отмечу, что в целом регионы положительно оценивают изменения федерального законодательства. Такая оценка дорогого стоит», — порадовалась Валентина Матвиенко, но добавила, что в представленных регионами материалах есть и критика. Так, например, в этом году был принят целый ряд федеральных законов, меняющих налоговое законодательство. Регионы оценили их положительно, но в то же время они отмечали, что многие финансовые проблемы остаются нерешёнными.

Вопросы у региональных депутатов возникают и к своим коллегам федерального уровня. Не случайно Сергей Нарышкин отметил, что обилие отклонённых региональных законопроектов негативно сказывается на имидже и репутации представительной власти, но при этом он посоветовал региональным законодательным собраниям проводить «нулевые» чтения законопроектов, которые они вносят в Государственную Думу.

Андрей Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Для подготовки отчёта мы провели анализ на основании материалов, поступивших от законодательных органов 78 субъектов Федерации. Это были обобщённые тезисы, содержащие оценку принятого в уходящем году федерального законодательства, оценку реализации федерального законодательства на региональном уровне. Мы проанализировали предложения регионов по совершенствованию федерального законодательства и планы субъектов по совершенствованию регионального законодательства.

Анализ материалов, поступивших из регионов, позволяет высоко оценить законотворческую активность. Практически везде разрабатываются и готовятся к принятию нормативные правовые акты, направленные на внедрение вновь принятых федеральных норм в региональное законодательство. А это, в свою очередь, позволяет работать над дальнейшим совершенствованием как федеральных, так и региональных законов.

Следует отметить, что полученные материалы достаточно полно демонстрируют наработанную региональными парламентами правоприменительную практику. Это в перспективе позволит определить основные проблемные зоны действующего федерального и регионального законодательства, а также тенденции. Пакет системных мер по совершенствованию российского законодательства, которые предлагают региональные законодатели, должен стать основой при формировании государственной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Представляется крайне важным, что отчёт состоялся. Это означает, что тенденция стабилизации российского законодательства, заложенная в предыдущем отчёте, охватившем двадцатилетний период правотворчества, стала устойчивой. В нынешнем документе на первое место вышли следующие аспекты права: это законодательная интеграция двух новых субъектов — Республики Крым и Севастополя, вопросы законодательства в сфере культуры и семейное право. Эти акценты не случайны.

В этом году случилось фундаментальнейшее событие действительно исторического масштаба — возвращение двух субъектов в РФ. Уникальность этого возвращения состоит в том, что оно полностью соответствует мнению подавляющего большинства граждан, которые живут в этих субъектах. Теперь предстоит построить жизнь проживающих там людей, которые жили в рамках иной правовой системы, в правовых принципах отечественного законодательства.

Год культуры заставил вспомнить о проблемах законодательства. В данный момент ему не хватает систематизации. Иными словами, многие нормы, касающиеся культуры и творчества, оказались раскиданными по различным правовым актам.

Также были актуализированы семейные ценности как базовые в нашем обществе. Поэтому появление главы в отчёте о семье, опеке и попечительстве выглядело естественным.

Важно помнить, что отчёт — документ методологический.

И в его рамках был сделан ряд выводов и предложений, которые касались необходимости упорядочивания работы с законодательством, модернизации законодательства, проблемы избыточности нормативного материала и так далее. Приступая к осмыслению законодательной работы этого года в регионах и на федеральном уровне, я вынужден констатировать, что в связи с целым рядом новых вызовов и новых проблем всех целей, указанных в предыдущем отчёте, детально достичь не удалось. Мы начали готовить ряд фундаментальных текстов гражданского законодательства, актуализировалась проблема единой уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики, появились новые статьи в Административном кодексе. Однако фундаментального перелома в плане качества правовых актов пока не произошло.

Просмотров 427

18.12.2014 19:15