Галина Карелова: Средства для выполнения социальных обязательств в бюджете есть

Социальная сфера

Заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова — человек необычайно разносторонний и деятельный, про таких сегодня модно говорить — креативный. Молодёжные жилые комплексы, строительство домов-интернатов нового типа для пожилых людей, студенческие конкурсы социальных проектов, новые технологии реабилитации инвалидов — лишь часть проектов, которые Галина Карелова создавала, вела или продвигала в разные годы работы в исполнительной и законодательной власти. Выбор такой непростой области, как социальная сфера, был сделан осознанно, при этом в политику, рассказывает Галина Карелова, она никогда не стремилась.

«Наш социальный проект по развитию молодёжного комплекса требовал продвижения. И для этого члены МЖК решили выдвинуть мою кандидатуру в Совет народных депутатов Свердловской области», — вспоминает Галина Карелова о начале своей политической карьеры. А дальше было много ответственных постов во власти, но где бы и в какой должности ни приходилось работать, «социальная тема» оставалась для Галины Кареловой главной. Это — приоритет в её работе и в Совете Федерации. Отвечая на вопросы журналистов в пресс-центре «Парламентской газеты», вице-спикер верхней палаты парламента подробно рассказала о планах работы в наступающем году.

- Какими вы видите свои главные задачи на посту вице-спикера Совета Федерации?

- В первую очередь активное содействие совершенствованию социального законодательства. При этом особое внимание хочу уделить вопросам социального обслуживания граждан. Эта тема долго не получала современного законодательного оформления. С начала будущего года вступит в действие закон об основах социального обслуживания граждан. Он задаёт новую формулу системы социальной защиты. Должно увеличиться число граж­дан, имеющих право на бесплатные социальные услуги, начнёт формироваться их рынок, граждане сами смогут выбрать их поставщика, предусмотрен общественный контроль за качеством соцуслуг.

Однако чтобы закон заработал эффективно, каждый регион должен подготовить свою нормативную базу (27 нормативных документов). Процесс идёт неравномерно: ещё не все субъекты Российской Федерации приняли необходимые документы. В настоящее время мы все способствуем тому, чтобы закон заработал как можно скорее и в полном объёме.

Очевидно и другое: современный рынок социальных услуг не создать без участия малого и среднего бизнеса. На этом сделал акцент в своём Послании и президент Владимир Путин, назвав конкуренцию решающим фактором повышения качества услуг социальной сферы. Поэтому участие в доработке законопроекта о государственно-частном партнёрстве (он прошёл пока первое чтение) — тоже среди моих приоритетов.

Наконец, крайне важно вести работу по постоянному осовремениванию социального законодательства. При этом нужно, чтобы в обсуждении готовящихся изменений участвовали граж­дане, а для этого они должны иметь информацию. Надо активно встречаться, обсуждать актуальные вопросы и с общественными организациями, и с представителями бизнеса. Меня не назовёшь опытным блогером, но по мере сил я использую и блог тоже и вижу отклики и предложения.

Ещё одна задача — способствовать совершенствованию социального образования в стране. Пока у нас студенты социальных факультетов набираются опыта, участвуя в волонтёрском движении. Этот опыт не менее важен, чем корочка диплома. Но всё же нужны профессиональные стандарты.

- В год дефолта вы работали в исполнительной власти. Можно ли сравнить нынешнюю ситуацию с 1998 годом и всё ли правильно делает сегодня наше Правительство?

- 1998 год — я работала тогда в Министерстве труда — был очень непростым временем, особенно для социального блока. Предстояло гасить долги по детским пособиям, а это ни много ни мало — 28 миллиардов, денег не было. Надо было искать нестандартные пути, чтобы эту задачу решить.

Но ситуация в экономике тогда и сейчас — небо и земля: сегодня в бюджете есть средства для выполнения всех социальных обязательств.

Все понимают, что будет нелегко. Возможно, станет больше людей, которым будет необходима помощь. Но всё же возможности сейчас иные. Важно динамично и гибко реагировать на ситуацию, объяснять её людям — когда с ними откровенны, они сами подсказывают решения. Нужно вести постоянный мониторинг проблем в социальной сфере. Уже видно — это показывает, в частности, и анализ обращений граж­дан за ноябрь — декабрь, — что людей стали больше волновать рост цен и качество медицинской помощи.

- Сохранится ли бесплатное медицинское обслуживание в будущем году?

- Сохранится. Программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам финансово обеспечивает Фонд обязательного медицинского страхования. Расчёты идут, исходя из по­душевого норматива (он станет в 2015 году больше на 18 процентов) и количества проживающих в регионе граждан. Так что при наличии полиса страхования опасаться нечего.

- Будет ли развиваться программа «Земский доктор»?

- Программа «Земский доктор» всё время расширяется. Изначально ею могли воспользоваться только медики до 35 лет, которые переезжали в сельские районы. Сейчас мы подняли возрастную планку до 45 лет, включили в программу рабочие посёлки.

- Останутся ли в следующем году социальные путёвки для неработающих пожилых людей?

- Таким правом обладают те из них, кто выбрал соцпакет. Эта норма сохраняется. Я вижу необходимость её развития в организации системы реабилитации пожилых людей после тяжёлых операций. Мы все знаем — качество выхаживания больного не менее важно, чем качество операции. На реабилитацию есть смысл направлять средства ОМС. В Воронежской области, например, уже появились четыре районные больницы, где созданы отделения реабилитации.

- Под вашим руководством работает Центр социальных инноваций. Чем он занимается?

- Вы даже не представляете, как много в стране людей, готовых помогать другим, реализующих новые социальные практики. В социальной работе деньги не всегда всё решают. Важен нестандартный подход к проблеме. Поэтому главная задача Центра — предоставить таким энтузиастам достойную площадку для презентации своих проектов. Многие из них стали основой для создания современных законодательных норм. Например, в 2008 году в Воронежской области появился интересный опыт — из областного бюджета работодателям выделяли дотации на обустройство рабочих мест инвалидов. Мы продвинули это начинание в другие регионы, дальше — появилась строка в федеральном бюджете, региональная инициатива стала нормой и частью системы соцподдержки. Или, например, приёмные семьи для пожилых людей. Первые такие семьи появились в Самарской области. Мы поддержали этот проект, сделали его известным. Сегодня практически во всех регионах страны приняты законы, обеспечивающие поддержку приёмных семей для пожилых людей.

Такая работа важна. Я вижу в перспективе создание в верхней палате парламента Совета социальных инноваций регионов.

- Каково ваше жизненное кредо и сочетается ли с ним работа в социальной сфере?

- Я — социальщик по жизни. И это, мне кажется, вполне сочетается с тем, что для меня важно: не стоять на месте, соответствовать времени, работать в команде единомышленников и делать дело, которое будет иметь продолжение.

Досье

Заместитель председателя Совета Федерации Галина Николаевна Карелова родилась в Свердловской области. Окончила инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института.

С 1997 года заместитель министра труда и соцразвития, с апреля 2003 по март 2004 года — заместитель председателя Правительства РФ, с апреля 2004 по декабрь 2007 года — председатель Фонда социального страхования РФ. В 2007-2011 — депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам.

Действительный государственный советник первого класса, доктор социологических наук. В Федеральном Собрании РФ представляет Воронежскую область.

Просмотров 550

18.12.2014 15:16