Подайте за проезд
Пресс-центр
Решит ли платный въезд в Москву проблемы загруженности города
Мэрия продолжает разгружать город от автомобилей, расширяя зону платных парковок — с 25 декабря она охватит улицы в восьми районах за пределами ТТК. Однако в прессе широко обсуждается более радикальная идея — ввести плату за движение машин в центре города и по МКАД. В пресс-центре «Парламентской газеты» эксперты обсудили возможные последствия такого нововведения.
Москвичи — за диалог
Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что половина опрошенных москвичей согласны на введение платного въезда в отдельные районы столицы. Садовое кольцо стало среди участников опроса самой популярной зоной для этого — идею поддержали 39 процентов опрошенных. Среди возможных тарифов за проезд через Кольцевую автодорогу называлась сумма в 200 рублей.
В Департаменте транспорта столицы утверждают, что всё же решения о введении платного въезда в Москву нет. «Решения по вводу таких серьёзных инициатив принимаются только совместно с горожанами. Самое важное, что сейчас нужно сделать, — это продолжить общественное обсуждение», — сообщила «Парламентской газете» пресс-служба ведомства. Это заявление подтвердил председатель комиссии Общественной палаты РФ по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков.
На запретах далеко не уедем
Ограничение движения личного автотранспорта давно действует в крупных мегаполисах мира. За въезд в центр города обычно взимается фиксированная плата, но также встречаются и правила полного запрета на движение по некоторым трассам в определённые рабочие часы.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин считает, что дестимулирующие меры для водителей автомобилей, въезжающих в крупные мегаполисы, необходимы, но к их введению необходимо тщательно подготовиться. «Если начать взимать плату за въезд в Москву уже сейчас, то это может привести к коллапсу системы общественного транспорта и недовольству автовладельцев», — подчеркнул эксперт.
«В ближайшей перспективе я выступаю против введения платного въезда в столицу, эту меру я считаю чрезмерной», — сказал член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Чугунов. По его мнению, одни запреты проблемы не решат, совершенствовать транспортную систему города необходимо поэтапно и начинать нужно не с ограничений.
Дмитрий Чугунов также напомнил о запрете въезда фур на МКАД и о том, что в результате количество их не снизилось, только все обзавелись разрешениями. Эксперт считает первостепенной задачей Дептранса повысить прозрачность уже существующих систем уплаты и расходования средств, собранных с автовладельцев, чтобы не создавать очередные коррупционные ловушки.
Член правления НО ТЦА Борис Ярышевский на примере Лондона рассказал, насколько непростым с финансовой и организационной точки зрения является введение подобного ограничения: «Необходимо продумать механизм взимания платы: будут это жетоны, камеры видеонаблюдения или другие методы — подобную работу за один день не проделать, москвичам не стоит бояться неожиданного появления ограничений».
Без закона не обойтись
«Я выступаю против введения платного въезда в Москву», — заявил заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Тен, вышедший на связь с пресс-центром «Парламентской газеты».
По словам депутата, прежде чем вводить этот инструмент регулирования дорожного движения, необходимо чтобы работа общественного транспорта была отлажена и функционировала «как часы».
В целом же для введения платных дорог в России и в Москве сперва потребуется принятие федерального закона, разрабатываемого в Минтрансе. «Даже если законодательство позволяло бы сделать это прямо сейчас, транспортная система Москвы к таким запретам просто не готова, при должном её развитии к этому вопросу можно будет вернуться только лет через пять», — заявил депутат.
Законопроект «Об организации дорожного движения» начали готовить в Министерстве транспорта в 2013 году. Документ оговаривает возможность введения платы за проезд в некоторых районах отдельных городов. Пока законопроект проходит стадию общественного обсуждения.
Дискутируя в Сети, многие эксперты находят документ достаточно сырым. На взгляд координатора движения «Общество Синих Ведёрок» Петра Шкуматова, принятие закона в его существующем виде вернёт Россию во времена феодальной раздробленности: «Исходя из текста законопроекта, платный въезд будет вводиться органами местного самоуправления, размер платы будет определяться исключительно местными законами и может составлять абсолютно произвольную сумму».
как у них:
На всех въездах в центральную часть Лондона с 2003 года установлены камеры видеонаблюдения, которые фиксируют номера автомобилей. В переводе на наши деньги стоимость проезда составляет 700 рублей. В случае неуплаты до полуночи следующего дня автоматика выписывает штраф, доходящий до восьми тысяч рублей.В определённые часы рабочих дней въезд в исторические кварталы Рима запрещён в принципе. Право неограниченного перемещения по городу есть только у местных жителей, остальным придётся постоять на въезде с 6:30 до 18:00 по будням и с 14:00 до 18:00 по субботам.
В Афинах действует правило чётного-нечётного номера: по чётным дням передвигаться по дорогам может одна половина автопарка, по нечётным — другая. Следит за соблюдением этого правила полиция.
В Сингапуре работает целая интерактивная система, которая поднимает цены на загруженные дороги в час пик. Помимо обыкновенных прав на управление транспортным средством, сингапурским водителям необходимо приобрести недешёвую лицензию на обладание личным автомобилем.