Радонеж — исток духовный
700-летие Сергия Радонежского
Наследие преподобного Сергия Радонежского многие привычно связывают исключительно с историей Руси. Однако сегодня всё больше экспертов утверждают: пример его жития в частности и православия в целом может и должен стать опорой политики, подразумевающей многополярную модель мира. Говорили об этом в ходе очередных Сергиевских бесед, состоявшихся в пресс-центре «Парламентской газеты».
В обход поля Куликова
Известный греческий учёный, профессор Панагиотис Христу полагает, что греческие, русские, болгарские иерархи и монашествующие, находясь в теснейшем духовном сотрудничестве со времён преподобного Сергия Радонежского, постепенно формировали духовный интернационал. Игумен Кирилл (Сахаров), выступая в пресс-центре «Парламентской газеты», отметил, что вера православная всегда несла в себе мощное объединяющее начало: «Монастыри здесь являются связующим звеном, где через общение - молитвенное, личностное - создаётся базис для крепких связей. И такие светочи, как Сергий Радонежский, являлись и являются по сей день фундаментом такого духовного интернационала».Впрочем, его противники никогда не сидели сложа руки. Другое дело, что их аргументы даже в наши дни порой принимают парадоксальные даже для далёких от Церкви людей формы. По сей день находятся учёные, которые утверждают, будто Сергия Радонежского… не было вовсе! Его, мол, придумали церковники. Вот лишь один аргумент - князю Дмитрию Донскому было невыгодно делать крюк и заезжать для благословения к Сергию Радонежскому. А раз так, значит, не было никакой встречи перед Куликовской битвой! Такие доводы в 80-х годах публиковались в научных журналах - сегодня их корреспонденту «Парламентской газеты» довелось услышать в кулуарах одной научной конференции… Отец Кирилл считает, что всерьёз прислушиваться к этому могут только те, кто очень далёк и от духовного, и от военного дела: «Мы понимаем, что без силы духа невозможно добиться даже малой победы. Благословение преподобного Сергия вдохнуло силы в Дмитрия Донского и его воинов. Они являлись неотъемлемой частью нашего народа, который не один век трепетал только при одном упоминании о битве с татаро-монголами. В этом смысле Сергий Радонежский стал действительно испытателем русского народного духа, как сказал о нём наш великий историк Василий Ключевский».
Грядёт ли второе крещение Европы?
Вместе с тем, по словам игумена Кирилла, ассоциировать наследие Сергия Радонежского лишь с итогами Куликовской битвы - значит неизмеримо сужать влияние этого удивительного святого на цивилизационное развитие русского мира. С ним согласился руководитель межфракционной группы по защите христианских ценностей, депутат Госдумы Сергей Гаврилов. Он считает, что, если относиться к преподобному только как к объединителю Руси, целый пласт смыслов, связаных с его житием, мы рискуем потерять: «Прежде всего это связано с такими его качествами, как смирение и несгибаемая твёрдость в защите своей веры. Это более чем актуально для тех конфликтов, которые сегодня происходят в мире: на Ближнем Востоке, на Украине, ранее - в Косово. Верховный муфтий Сирии, с которым нам удалось недавно встретиться, сказал, что мусульмане в его стране молятся за Россию и русский народ как за гарантию своего спасения и основу мира между традиционными мировыми конфессиями. Для меня это, честно говоря, стало откровением».В Европе многие политики смотрят с надеждой на Россию как хранительницу православной традиции, как на гаранта того, что самые жёсткие конфликты можно решать, согласуясь с призывом Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасётесь». Завет этот, по словам Сергея Гаврилова, всё чаще транслируется там, где защищаются традиционные ценности - будь то интересы нормальной семьи или борьба с сектантством и неофашизмом. «Европа, отошедшая от фундаментальных христианских смыслов, нуждается сегодня, если хотите, во втором Крещении. И прийти в Старый Свет оно может только из России - об этом сегодня говорят сами европейцы», - отметил парламентарий.
И это, по его мнению, является ответом на агрессию однополярного мира: духовная генетика сегодня у многих на Западе становится не только ориентиром в личной жизни, но и маяком в вопросах мировой политики. Недаром консерваторы сегодня говорят о том, что мир нуждается в новой социальной политике, основой которой должны стать христианские ценности. «Люди в Европе всё яснее понимают - их страны стали полем чудовищных антихристианских экспериментов. Они видят, в каком кризисе находится католицизм, и поворачиваются к России как к источнику, который поможет им вернуть христианскую веру», - заметил Сергей Гаврилов.
Сила веры сильнее её отрицания
Для православных, как показывает история, значительно важнее кровно-родственных связей единство духовное. Публицист и историк Ольга Решетникова напомнила, что изучение истории не только России, но и, например, Болгарии времён турецкого ига показывает - за сохранение собственной идентичности, связанной прежде всего с христианской верой, люди готовы были отдать жизнь. «Несмотря на то что современному человеку это понять сложно, в той же Болгарии интерес к нашей общей православной культуре остаётся. Достаточно организовать регулярные поездки детей на Шипку, рассказать о подвиге русских солдат, отстаивающих эту высоту от многотысячного турецкого войска, тогда и не придётся придумывать специальных программ по патриотическому воспитанию», - уверена она.Однако каждый такой шаг, как показывает практика, даётся с сопротивлением. Подтвердил это рассказ Ольги Решетниковой о восстановлении на греческом острове Лемнос русского казачьего кладбища: «Греческие власти города были не против, однако неожиданно для всех на этот совсем не туристический остров приехали послы США, Великобритании в Греции. Заявления их, мягко говоря, удивили - говорили о том, что надо «остановить православную экспансию русских».
Отстоять память подвига казаков на Лемносе в итоге удалось - сегодня там ежегодно проходят Дни русской культуры при активном участии российской молодёжи. Но сам факт яростной реакции и противостояния даже, казалось бы, незначительному эпизоду, позволяет нам поставить перед собой вопрос: что ж такого несёт в себе идея русского мира, память о наших православных корнях? По мнению участников беседы в «Парламентской газете», сила этой памяти в том, что вера Сергия Радонежского, других святых людей остаётся живой вопреки всем испытаниям. Потому и требования её к своим «носителям» кажутся жёсткими. Вместе с тем именно по её заветам жил Сергий Радонежский, чьё житие лишний раз доказывает - жизнь по христианским ценностям хранит в себе гигантский потенциал для развития не только отдельной страны, но и всего мира. «Мы все вышли не столько из гоголевской шинели, сколько из Радонежа. И должны туда же вернуться», - резюмировал Сергей Гаврилов.