Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Евродорожные странности

Встречная полоса

20.11.2014 18:39

Приживётся ли в России оформление ДТП без участия госавтоинспектора?

В четырёх регионах России — Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — стартовал эксперимент по максимальному возмещению убытков по европротоколу — оформлению ДТП без участия ГИБДД. В этих регионах выплаты по нему составят до 400 тысяч рублей. В остальных субъектах страны страховщики будут выплачивать до 50 тысяч, однако планируется, что в течение двух лет потолок выплат в 400 тысяч рублей распространится на всю страну.

Евростандарт против менталитета

Европротокол в России разрешено применять с 2009 года. Его оформление возможно по взаимному согласию водителей при условии, что в столкновении участвовали только два транспортных средства, никто из людей не пострадал и один из водителей письменно признал свою вину. По статистике, таким способом пользуются только девять процентов автолюбителей. Основная причина непопулярности европротокола — низкий лимит возмещения ущерба: не более 25 тысяч рублей. Нередко счёт из автосервиса оказывался гораздо выше, чем прикинутый на глаз урон. Также в старом законе правила оформления не были прописаны достаточно чётко, что нередко приводило к конфузам.

«Ехали с женой домой с дачи, картошку в прицепе везли, в потоке «москвич» передо мной резко затормозил и я зацепил его бампером, — делится на одном из автофорумов водитель Вадим. — Из повреждений — небольшие сколы, мужик на «москвиче» вину признал, вот решили полюбовно разойтись, чтобы два часа посреди дороги не стоять, а в страховой сказали, что бумаги оформлены неверно и вообще раз я был с прицепом, то нельзя европротокол оформлять: ведь транспортных средств, получается, было три. Так вот бывает, надёжнее по старинке ГИБДД подождать».

Таким образом, благой посыл упростить процедуру оформления ДТП, не задерживать людей и разгрузить автотрассы не сработал. Наверное, каждый, кто за рулём, терял несколько часов, простояв в заторе из-за парочки перестраховавшихся водителей, всего лишь стряхнувших пыль с бамперов своих автомобилей. По данным МВД, примерно в 95 процентах аварий ущерб наносится только имуществу и большую часть происшествий можно оформить без выезда инспектора, что существенно облегчило бы жизнь всем участникам дорожного движения. Обновлённая версия закона направлена на то, чтобы избавить граждан от устаревших установок.

По старым правилам авто­владельцы должны были предоставить страховщику только бланк извещения об аварии с её схемой и реквизитами, теперь необходимо будет зафиксировать на видео или фото дату и время происшествия, госномера машин, места повреждения и взаимного расположения автомобилей с привязкой к местности. Если есть свидетель, то также потребуется фото госномера его машины. В законе уделили особое внимание «подводному камню» — прицепу, и он перестал быть помехой для оформления европротокола.

Страховщики верят только ГЛОНАСС

С 1 января 2016 года единственным подтверждающим источником координаты ДТП станут данные датчика ЭРА-ГЛОНАСС, установленного в автомобиле. На данный момент система не отвечает всем требованиям страховых компаний и будет дорабатываться. Стоимость оборудования с монтажом сейчас составляет примерно 5000 рублей, а компания Ford уже заявила, что весь её модельный ряд с 2017 года будет оснащаться ГЛОНАСС.­ Но до этого времени страховые компании опасаются резкого роста случаев мошенничества с ОСАГО.

«400 тысяч рублей — это значительная сумма, которая примерно равна средней стоимости автомобиля, — говорит руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров. — Она будет интересна для мошенников, чего не могло быть при лимите в 25 тысяч рублей. Без систем фиксации движения автомобиля урегулирование будет сопряжено с большим количеством споров относительно корректировки данных».

Заместитель руководителя Департамента урегулирования убытков компании РОСГОССТРАХ Дмитрий Титиев рассказал «Парламентской газете», что развитие европротокола неизбежно, но упрощённая процедура оформления имеет смысл только тогда, когда к этому готовы гражданские институты и общество в целом. «Когда ГИБДД выезжает на место ДТП в течение 15 минут, когда суды понимают, чем руководствоваться при принятии решения, когда полиция эффективно расследует случаи страхового мошенничества, тогда можно говорить о высоких лимитах выплат при самостоятельном оформлении ДТП, ведь система европротокола построена на взаимном доверии, — сказал он, — а в отсутствие этих условий либерализация процедур привнесёт в нестабильную систему ещё большую энтропию».

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что страховщики вообще не должны зарабатывать на обязательном страховании. «Во всех странах, кроме России, ОСАГО является видом принудительной социальной нагрузки на страховые компании, он прямо убыточен, но если компания откажется им заниматься, ей не выдадут лицензию на ведение какой-либо доходной деятельности, — говорит он. — В результате страховщики вынуждены вкладывать деньги в безопасность дорожного движения, чтобы минимизировать свои издержки».

Тем временем

Высокие тарифы, большие возможности

Согласно указанию ЦБ, базовый тариф ОСАГО был увеличен минимум на 23,2 процента, максимум — на 30 процентов. В рамках этого тарифного коридора страховщики теперь могут самостоятельно устанавливать стоимость полисов ОСАГО с учётом убыточности в конкретных субъектах.

Например, водитель из Москвы с восемью годами безаварийной езды на автомобиле с двигателем 150 л.с. приобретал раньше полис за 3326 рублей. Теперь при минимальном повышении страховка будет стоить для него 4099 рублей, а при максимальном — 4324 рубля. Для менее ответственных водителей разница становится гораздо более ощутимой. Такой же водитель, но регулярно попадающий в ДТП несколько раз в году, отдавал за полис 11 880 рублей. На новых условиях в лучшем случае ему придётся отдать 16 734 рубля, а в худшем — 17 658.

Такие ставки, безусловно, выгодны для страховщиков, но, помимо указания ЦБ, осенью стала действовать новая редакция закона об ОСАГО и теперь лимит компенсации ущерба, причинённого имуществу в ДТП, вырос до 400 тысяч рублей — практически втрое выше прежнего предела в 120 тысяч. Также было отменено правило, согласно которому суммарный объём выплат по ущербу, причинённому имуществу нескольких пострадавших в ДТП, не мог превышать 160 тысяч рублей. Ранее эта сумма делилась между всеми водителями, попавшими в аварию, и в итоге могла быть гораздо ниже стоимости ремонта. По словам главы Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, новая версия закона об ОСАГО более адекватно отражает сегодняшнюю ситуацию, ведь за 11 лет его действия подорожали автомобили, зап­части и услуги автосервисов, поэтому пересмотр тарифов был просто необходим.

Но чтобы воспользоваться новыми возможностями, необходимо переоформить свой действующий полис либо приобрести новый. В случае расторжения прежнего договора страховщик удержит 20 процентов от стоимости страховки.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 476