Флотоводец императорской армии
Последняя полоса
Начало Первой мировой застало Александра Колчака на Балтийском флоте в должности флаг-капитана под началом адмирала Николая Эссена.
Вместе они разработали план защиты Финского залива от вторжения неприятеля. Основную часть этого плана составляла система минных заграждений. Именно по настоянию Колчака в 1915 году началась их установка в Ирбенском проливе Рижского залива. Непревзойдённый мастер ведения минной войны, Колчак впоследствии сумел заставить немцев в корне изменить собственные планы относительно Российского флота, который они вначале недооценивали. А русские эскадры, укрывшиеся за минными полями, внезапно появлялись на просторах Балтики и проводили торпедные и артиллерийские атаки.
В начале 1915 года Александр Колчак, вступивший в командование четырьмя эскадренными миноносцами, проводил операцию по установке мин в районе Данцига. Для прикрытия в море вышли крейсеры, но ночью флагманский корабль получил пробоину. Тогда Колчак, несмотря на высокий риск, добился разрешения продолжить операцию без прикрытия. И выполнил её блестяще. На установленных минах подорвались несколько крейсеров, миноносцев и транспортных судов Германии. После этого командующий германским флотом издал приказ о запрете кораблям выходить в Балтийское море, пока не будут разработаны средства борьбы с минами.
Колчак неоднократно говорил своим друзьям, что венцом его желаний всегда было получить в командование минную дивизию: он чувствовал, что там он будет на месте, о большем и не мечтал. Так и случилось после смерти адмирала Эссена. Александр Васильевич получил в командование минную дивизию и стал начальником над силами, защищавшими Рижский залив.
В конце июня 1916 года Александр Колчак был удостоен чина вице-адмирала и назначения командующим Черноморским флотом. По его приказу началось минирование подходов к побережью и оперативно значимым участкам черноморской акватории. За три месяца было установлено более 2000 мин, на которых немцы потеряли шесть подводных лодок и крейсер «Гёбен». Позже под руководством Колчака была детально разработана Босфорская операция. Но ей не суждено было осуществиться. Наступил 1917 год…
Из записной книжки историка
Воспоминание сослуживца Колчака по Балтийскому флоту:
«Три дня мотался с нами в море и не сходил с мостика. Бессменную вахту держал. Щуплый такой, а в деле железобетон какой-то! Спокоен, весел и бодр. Только глаза горят ярче. Увидит в море дымок — сразу насторожится и рад, как охотник. И прямо на дым. О нём говорят много, говорят все, а он, сосредоточенный, никогда не устающий, делает своё дело вдали от шумихи. Почти никогда не бывает на берегу, зато берег спокоен».
Колчак Александр Васильевич -
воспитанник Морского кадетского корпуса. По окончании его был произведён в мичманы, а в 1900 году — в лейтенанты. Молодому офицеру поступило предложение от барона Эдуарда Толля принять участие в Северной полярной экспедиции, за которую потом будущий флотоводец получил орден Святого Владимира 4-й степени. С началом Русско-японской войны Александр Колчак был назначен в Тихоокеанскую эскадру. Прибыв в Порт-Артур, служил сначала вахтенным начальником на крейсере «Аскольд», а затем стал командиром миноносца «Сердитый». За потопление японского крейсера был награждён золотым Георгиевским оружием.