Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

СМИ должны работать на Россию, а не против неё

Четвёртая  власть

30.10.2014 16:31

Увлечение телеканалов показом негативных сторон жизни искажает действительность

Российское телевидение должно быть разно­образным, точным, интеллигентным, удовлетворять вкусы даже самых взыскательных зрителей, а главное — работать на формирование положительного образа государства не только у граждан своей страны, но и за рубежом. Да и новости телеканалов и газетных полос должны давать объективную, правдивую информацию, затрагивающую интересы в первую очередь большинства граждан, а не представителей элиты и звёздного бомонда. А уж тема криминала, бытовых преступлений, автомобильных аварий и трагических происшествий не должна довлеть над сознанием и настроением телезрителя и читателя.

Своими взглядами на эту проблему делились сенаторы, чиновники и телевизионщики на заседании Временной комиссии Совета Федерации по вопросам совершенствования законодательства РФ о СМИ под руководством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Виталия Игнатенко.

Сама тема телевизионных и газетных новостей неоднократно поднималась и в стенах Совета Федерации. Сенаторы выражали свою озабоченность тем, что и центральные и региональные телеканалы нацелены на репортажи скандального, искусственно раздуваемого характера. А это уже не объективное информирование населения, а целенаправленная обработка общественного мнения отнюдь не в интересах государства, власти, да и самого населения.

Выбор — личное дело каждого

Кстати, на этой неделе глава палаты регионов Валентина Матвиенко заявила, что от того, в чьих руках находятся общенациональные телеканалы и радиостанции, ведущие газеты и журналы, в значительной степени зависит информационная безопасность страны: «Главные СМИ должны работать на Россию, а не против неё».Каждый из нас в той или иной мере является телезрителем и поэтому хорошо знаком с проблемой поиска и выбора: что же посмотреть? Очень часто можно услышать: «Сотни каналов, а смотреть совершенно нечего». Тем не менее среднее время ежедневного просмотра ТВ из года в год остаётся стабильным, а топы ведущих каналов пестрят сериалами, ток-шоу и другими развлекательными программами. В связи с этим возникает мысль, что аудитория пассивна и смотрит то, что «дают».

Именно с вопроса о том, телевидение формирует общество или наоборот, и началось обсуждение в Совете Федерации. Виталий Игнатенко сразу же отметил, что сенаторы выражают озабоченность: «Отечественные телеканалы слишком увлекаются показом негативных сторон жизни, что, с одной стороны, не является каким-то преувеличением, потому что жизнь демонстрируют зрителю такой, какая она есть. С другой стороны, телевидение должно делать акцент на том хорошем, что нас окружает. И важное место здесь занимают региональные телекомпании, их способность влиять на формирование позитивного образа страны или позитивный образ того или иного региона. Нельзя вопрос сочетания добрых и негативных материалов решать в узком значении: чёрное — белое. Эта проблема охватывает всю деятельность не только телевидения, но и организации нашего вещания, нашей работы, в том числе квалификацию журналиста. Нельзя считать, что работники телевидения, журналисты находятся в какой-то определённой позиции в обществе, что они отделены от него».

И тут я вспомнила, как однажды, включив телеканал родного подмосковного города, не смогла оторваться от экрана. Около часа смотрела репортажи о строительстве жилых кварталов, магазинов и нового Дома творчества. Затем появился сюжет о концерте в местной музыкальной школе, потом журналисты подробно рассказали и о плане реконструкции городских окраин, а завершился выпуск новостей кадрами исторической кинохроники с рассказом о людях, прославивших наш город. Вывод можно было сделать только один: я живу в лучшем месте на земле и ничего, кроме гордости, испытывать не могу!

Центр ждёт региональных идей

Очевидно, что местное телевидение выполняет в первую очередь информационную функцию, помогая жителям российских городов соотносить свою жизнь с жизнью своего региона. Только местное телевидение может показать основные события, познакомить с историей, современными проблемами, лицами, событиями города, области, края. Ни один федеральный канал не поможет человеку осознать себя гражданином своего города, понять, чем его регион отличается от многих других, если не расскажет о самых близких для него проблемах. Поэтому неудивительно, что самыми востребованными программами на региональном телевидении являются местные новости и социально-политические программы.Именно об этом на заседании говорил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Он напомнил о поручении главы Совета Федерации Валентины Матвиенко разработать рекомендации для общероссийских вещательных телеканалов, направленных на формирование положительного имиджа Российской Федерации. Чиновник уверен, что в этом вопросе уже есть ряд обнадёживающих тенденций, главная из которых — федеральные телеканалы стали лучше освещать события регионального масштаба: «Например, телеканал «Россия 24» сейчас показывает не только исключительно новости, но и документальные передачи, фильмы, рассказывающие о регионах страны. Кроме того, в рамках канала «Культура» идут циклы, посвящённые региональным культурным вещам, которые касаются музеев, народных промыслов, а также сохранения национальных и региональных традиций». Замминистра напомнил, что в стране есть Общественное телевидение России, которое вообще изначально ориентировано на регионы.

По его мнению, местные телекомпании должны сами предлагать центральным телеканалам идеи для познавательных проектов, фильмов и программ. Кроме того, уверен замминистра, на имидж страны влияют не только сетки вещания телеканалов, но и заявления политиков, которые они «кидают в народ» с телеэкрана. А в этом процессе непосредственно замешаны пресс-службы тех или иных структур и ведомств.

Об их работе несколько слов сказала начальник Управления информации и взаимодействия со средствами массовой информации Аппарата Совета Федерации Наталия Фоменко. Она отметила, что зачастую в пресс-службах организаций работают непрофессиональные люди. Как следствие, в эфир идёт некомпетентная информация. «Например, телеканал Совета Федерации «Вместе-РФ» заинтересован в работе с региональными телеканалами, но, к сожалению, до 90 процентов предоставляемого ими материала мы просто не можем взять. Он не подходит ни по формату, ни по подаче информации», — сказала Наталия Фоменко.

Виталий Игнатенко подтвердил, что очень часто федеральные телеканалы получают обращения от губернаторов, предлагающих уже готовые сюжеты или документальные фильмы о том или ином событии, случившемся в регионе. «Это бессмысленно, потому что приходить со своим готовым продуктом и просить пристроить его на канал — неверно», — подчеркнул сенатор, добавив, что важно приходить с идеей и узнавать, под какой формат и требования лучше снимать материал.

Обязательные и общедоступные

Виталия Игнатенко поддержал руководитель дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров: «Местным властям было бы полезно выходить на федеральные телеканалы со своими предложениями — идеи всегда ждут!» Пётр Фёдоров рассказал, что ВГТРК, в свою очередь, делает всё возможное для формирования положительного и честного образа России: «В стране работают 94 филиала компании, где идёт вещание на 54 языках по 240 часов новостей в сутки. А филиалы федеральных каналов в регионах — это своеобразные посольства и консульства, которые проводят политику своего государства и открыты для общения с местными властями и телевизионщиками».Кстати, чтобы у россиян было больше возможности и выбора, что смотреть по телевидению, Минкомсвязь хочет обязать кабельных операторов бесплатно транслировать региональные телеканалы. Соответствующий проект поправок к Закону «О связи», недавно подготовленный министерством, предполагает введение нового понятия: «обязательные общедоступные телеканалы». К ним, помимо обязательных общероссийских каналов, установленных указом Президента России, будут отнесены все телеканалы, получившие право на эфирное вещание по итогам конкурсов Роскомнадзора.

Тем более, как рассказал Алексей Волин, процесс создания телевизионных сетей в России находится в стадии бурного развития. Система взаимоотношений внутри сетей постоянно меняется и совершенствуется. При благоприятном экономическом климате данные процессы могут ускориться, что позволит создать наиболее эффективную работу телерынка.

Сегодня он представлен в России двумя видами телевидения: эфирное, которое является аналоговым, и не­эфирное, осуществляющее вещание через спутниковые системы, цифровые каналы и Интернет. Аналоговое телевидение постепенно уходит в прошлое, что обусловлено развитием новых технологий. Тем более что значимой частью реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» является создание сетей мультиплексов — объединений в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании. «Мы планировали до середины 2015 года завершить программу строительства инфраструктуры цифрового телевидения, чтобы покрыть территорию, на которой живет 98,5 процента населения. Правда, в связи с теми корректировками бюджета, которые внёс Минфин, я боюсь, что эту задачу нам придётся отодвинуть на пару лет, потому что деньги нам срезали», — сказал замминистра, однако объём недополученных средств уточнять не стал.

Впрочем, ведомство будет настаивать на возвращении прежнего уровня финансирования. По словам Алексея Волина, под угрозой оказался крупнейший инфраструктурный проект в России и полная замена аналогового телевидения цифровым остаётся приоритетной для Минкомсвязи. В настоящее время операторы бесплатно транслируют только те десять общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, которые входят в первый мультиплекс. Это Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Пятый канал», НТВ, «Россия — Культура», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр». Второй мультиплекс был сформирован по итогам конкурса, проведённого Роскомнадзором (в него входят РЕН ТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ­ТВ-3, Спорт плюс (НТВ-Плюс) , «Звезда», «Мир», ТНТ, «Муз-ТВ». Третий мультиплекс предполагается сформировать из региональных каналов по итогам конкурса.

О бедном канале замолвили слово

То есть среди задач, определённых Федеральной целевой программой развития телерадиовещания до 2015 года, учтено и «обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания», а в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы отнесены к категории «обязательных общедоступных». Но при этом пока на государственном уровне не выработаны чёткие критерии вхождения региональных телекомпаний в цифровые мультиплексы. Пока есть довольно расплывчатое упоминание, что войдут только значимые для региона телекомпании. К слову, почти в каждом городе России есть местная телекомпания и, как правило, не одна. Поэтому число региональных телеканалов значительно больше, чем городов в стране. И к сожалению, получается, что в малоразвитых регионах местные телекомпании не смогут пройти конкурс для вхождения в цифровые мультиплексы и будут оторваны от современных тенденций развития телевидения. Им останется только продолжать работать в аналоговом вещании до его отключения, с постепенным переходом на самостоятельное программирование и увеличением собственного вещания с целью создания полноценного канала.Выживать сегодня приходится не только региональным вещателям, но и некоторым общефедеральным. Среди каналов, не пользующихся у зрителя популярностью — «Культура» и Общественное телевидение России (ОТР). Хотя именно они — идеальная площадка для формирования того самого положительного образа государства. На этих телеканалах нет рекламы и насилия. Сетки их вещания заполнены передачами об искусстве, качественными художественными фильмами и интеллектуальными ток-шоу.

Первый заместитель генерального директора ОТР Александр Пономарёв отметил, что канал с трудом выживает, так как денег не получает от рекламы. Кроме того, ОТР остро нуждается в новых проектах, интересных передачах: «Приносите и присылайте — мы всегда рады!» Рассуждая о формировании положительного имиджа страны, Александр Пономарёв подчеркнул, что нужно помнить: согласно соцопросам, многие граждане не доверяют власти и считают, что ей не до населения. По­этому, уверен телевизионщик, нужно думать, как переломить такое мнение: «Возможно, с помощью национальной идеи как основы национальной идеологии».

С таким утверждением согласился заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. Он отметил, что, к сожалению, рейтинг канала «Культура» даже близко не подступает к тому влиянию, которое оказывают на умы Первый канал, канал «Россия» и НТВ.

Виталий Игнатенко коллегу поддержал, так как уверен: недостаток финансирования телеканалов — чрезвычайно важный аспект. «Особенно безобразная ситуация в этом смысле сложилась с Общественным российским телевидением, — подчеркнул он. — Канал живёт в долг. А между тем это самый добрый канал на ТВ, который никогда не поднимется с нынешним нищенским финансированием. И законодатели должны помочь ОТР — прописать в бюджете его финансирование.

В итоге участники обсуждения пришли к выводу, что многое зависит от внутренней цензуры руководителей каналов и рядовых сотрудников. «Пора вернуться к самоцензуре в журналистском цехе», — отметили сенаторы и телевизионщики.

мнения

Александр Варфоломеев

член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Пятнадцать лет я работал в системе ВГТРК и могу подтвердить, что формула работы с региональными каналами, которая идёт из Москвы, носила и носит позитивный характер. Нас совершенно правильно и притом без всякого административного давления всегда настраивали по-товарищески. Хорошо, что эта политика продолжается.

Что касается взаимоотношений с региональными властями, то за все годы я ни разу не помню, например, чтобы каким-то образом нас принуждали делать «роскошные» материалы о региональных руководителях. Мне представляется, что всё-таки доля влияния региональных ГТРК или других региональных средств массовой информации на имидж, который создают федеральные средства массовой информации, к сожалению, не так велика. Потому что как раз именно в региональных компаниях можно найти больше позитивных моментов. А для того, чтобы исправить имидж своей страны и регионов, надо навести порядок во всех уровнях власти — от муниципального до федерального.

Игорь Чернышёв

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Сегодня в новостях о регионах на федеральном уровне преобладает негатив, а это плохо влияет и на международный имидж страны в целом, так как иностранные СМИ пользуются материалами российских массмедиа именно федерального уровня.

И в России, и за её пределами нашу страну видят такой, как её показывают СМИ. И дело не только в том, что «встречают по одёжке». Плотно занимаясь проблемами современного туризма, понял, что реклама, как инструмент формирования у человека желания поехать, увидеть что-то новое, играет важнейшую роль. А в наших средствах массовой информации нет рекламы, предлагающей поехать и посмотреть тот или иной регион Российской Федерации кроме традиционных Москвы и Санкт-Петербурга.

Второй посыл связан с формированием патриотизма. Он не может формироваться на основе уровня криминогенной ситуации того или иного региона страны, или реверансов в сторону местной власти в репортажах региональных и местных СМИ. Любовь и гордость за Отечество должны формироваться под влиянием сюжетов о красоте, культуре и объективных успехах в развитии нашей Родины. А где они? Россия самодостаточная и сильная страна, судя по истории, страна смелых, умных и справедливых людей. Я не вправе давать рецепты, но уверен, что информационная политика должна работать на решение государственных задач. А на примере с Томском делать новостной упор не только на репортаже о ДТП с участием губернатора области, но и на открытии в Томской области крупного фармацевтического производства, так необходимого для решения задач, в том числе импортозамещения.

Думаю, что для исправления ситуации нужно вмешаться в систему рейтингования телеканалов, претендующих на бюджетные деньги. Сегодня эта система основана на количестве просмотров и, как правило, высокие рейтинги у передач, ориентированных на шоу, дающие готовые и примитивные ответы на все вопросы на уровне инстинктов, а пора бы выводить население из навязанной «пещеры потребления», ведь на дворе уже не 90-е. Выделять бюджетные средства для СМИ, рейтинг которых определён по иной, государственной методике. К сожалению, сегодня без патриотично настроенных работников СМИ невозможно формирование нового гражданина России, который не обременён политической идеологией, но у которого должна быть идеология, основанная на любви к своей стране и гордости за неё.

Если мы хотим жить в свободном обществе с минимальным государственным регулированием, то общественный договор — лучшая форма взаимодействия государства, общества и СМИ.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 589