СМИ должны работать на Россию, а не против неё
Четвёртая власть
Увлечение телеканалов показом негативных сторон жизни искажает действительность
Российское телевидение должно быть разнообразным, точным, интеллигентным, удовлетворять вкусы даже самых взыскательных зрителей, а главное — работать на формирование положительного образа государства не только у граждан своей страны, но и за рубежом. Да и новости телеканалов и газетных полос должны давать объективную, правдивую информацию, затрагивающую интересы в первую очередь большинства граждан, а не представителей элиты и звёздного бомонда. А уж тема криминала, бытовых преступлений, автомобильных аварий и трагических происшествий не должна довлеть над сознанием и настроением телезрителя и читателя.
Своими взглядами на эту проблему делились сенаторы, чиновники и телевизионщики на заседании Временной комиссии Совета Федерации по вопросам совершенствования законодательства РФ о СМИ под руководством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Виталия Игнатенко.Сама тема телевизионных и газетных новостей неоднократно поднималась и в стенах Совета Федерации. Сенаторы выражали свою озабоченность тем, что и центральные и региональные телеканалы нацелены на репортажи скандального, искусственно раздуваемого характера. А это уже не объективное информирование населения, а целенаправленная обработка общественного мнения отнюдь не в интересах государства, власти, да и самого населения.
Выбор — личное дело каждого
Кстати, на этой неделе глава палаты регионов Валентина Матвиенко заявила, что от того, в чьих руках находятся общенациональные телеканалы и радиостанции, ведущие газеты и журналы, в значительной степени зависит информационная безопасность страны: «Главные СМИ должны работать на Россию, а не против неё».Каждый из нас в той или иной мере является телезрителем и поэтому хорошо знаком с проблемой поиска и выбора: что же посмотреть? Очень часто можно услышать: «Сотни каналов, а смотреть совершенно нечего». Тем не менее среднее время ежедневного просмотра ТВ из года в год остаётся стабильным, а топы ведущих каналов пестрят сериалами, ток-шоу и другими развлекательными программами. В связи с этим возникает мысль, что аудитория пассивна и смотрит то, что «дают».Именно с вопроса о том, телевидение формирует общество или наоборот, и началось обсуждение в Совете Федерации. Виталий Игнатенко сразу же отметил, что сенаторы выражают озабоченность: «Отечественные телеканалы слишком увлекаются показом негативных сторон жизни, что, с одной стороны, не является каким-то преувеличением, потому что жизнь демонстрируют зрителю такой, какая она есть. С другой стороны, телевидение должно делать акцент на том хорошем, что нас окружает. И важное место здесь занимают региональные телекомпании, их способность влиять на формирование позитивного образа страны или позитивный образ того или иного региона. Нельзя вопрос сочетания добрых и негативных материалов решать в узком значении: чёрное — белое. Эта проблема охватывает всю деятельность не только телевидения, но и организации нашего вещания, нашей работы, в том числе квалификацию журналиста. Нельзя считать, что работники телевидения, журналисты находятся в какой-то определённой позиции в обществе, что они отделены от него».
И тут я вспомнила, как однажды, включив телеканал родного подмосковного города, не смогла оторваться от экрана. Около часа смотрела репортажи о строительстве жилых кварталов, магазинов и нового Дома творчества. Затем появился сюжет о концерте в местной музыкальной школе, потом журналисты подробно рассказали и о плане реконструкции городских окраин, а завершился выпуск новостей кадрами исторической кинохроники с рассказом о людях, прославивших наш город. Вывод можно было сделать только один: я живу в лучшем месте на земле и ничего, кроме гордости, испытывать не могу!
Центр ждёт региональных идей
Очевидно, что местное телевидение выполняет в первую очередь информационную функцию, помогая жителям российских городов соотносить свою жизнь с жизнью своего региона. Только местное телевидение может показать основные события, познакомить с историей, современными проблемами, лицами, событиями города, области, края. Ни один федеральный канал не поможет человеку осознать себя гражданином своего города, понять, чем его регион отличается от многих других, если не расскажет о самых близких для него проблемах. Поэтому неудивительно, что самыми востребованными программами на региональном телевидении являются местные новости и социально-политические программы.Именно об этом на заседании говорил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Он напомнил о поручении главы Совета Федерации Валентины Матвиенко разработать рекомендации для общероссийских вещательных телеканалов, направленных на формирование положительного имиджа Российской Федерации. Чиновник уверен, что в этом вопросе уже есть ряд обнадёживающих тенденций, главная из которых — федеральные телеканалы стали лучше освещать события регионального масштаба: «Например, телеканал «Россия 24» сейчас показывает не только исключительно новости, но и документальные передачи, фильмы, рассказывающие о регионах страны. Кроме того, в рамках канала «Культура» идут циклы, посвящённые региональным культурным вещам, которые касаются музеев, народных промыслов, а также сохранения национальных и региональных традиций». Замминистра напомнил, что в стране есть Общественное телевидение России, которое вообще изначально ориентировано на регионы.По его мнению, местные телекомпании должны сами предлагать центральным телеканалам идеи для познавательных проектов, фильмов и программ. Кроме того, уверен замминистра, на имидж страны влияют не только сетки вещания телеканалов, но и заявления политиков, которые они «кидают в народ» с телеэкрана. А в этом процессе непосредственно замешаны пресс-службы тех или иных структур и ведомств.
Об их работе несколько слов сказала начальник Управления информации и взаимодействия со средствами массовой информации Аппарата Совета Федерации Наталия Фоменко. Она отметила, что зачастую в пресс-службах организаций работают непрофессиональные люди. Как следствие, в эфир идёт некомпетентная информация. «Например, телеканал Совета Федерации «Вместе-РФ» заинтересован в работе с региональными телеканалами, но, к сожалению, до 90 процентов предоставляемого ими материала мы просто не можем взять. Он не подходит ни по формату, ни по подаче информации», — сказала Наталия Фоменко.
Виталий Игнатенко подтвердил, что очень часто федеральные телеканалы получают обращения от губернаторов, предлагающих уже готовые сюжеты или документальные фильмы о том или ином событии, случившемся в регионе. «Это бессмысленно, потому что приходить со своим готовым продуктом и просить пристроить его на канал — неверно», — подчеркнул сенатор, добавив, что важно приходить с идеей и узнавать, под какой формат и требования лучше снимать материал.
Обязательные и общедоступные
Виталия Игнатенко поддержал руководитель дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров: «Местным властям было бы полезно выходить на федеральные телеканалы со своими предложениями — идеи всегда ждут!» Пётр Фёдоров рассказал, что ВГТРК, в свою очередь, делает всё возможное для формирования положительного и честного образа России: «В стране работают 94 филиала компании, где идёт вещание на 54 языках по 240 часов новостей в сутки. А филиалы федеральных каналов в регионах — это своеобразные посольства и консульства, которые проводят политику своего государства и открыты для общения с местными властями и телевизионщиками».Кстати, чтобы у россиян было больше возможности и выбора, что смотреть по телевидению, Минкомсвязь хочет обязать кабельных операторов бесплатно транслировать региональные телеканалы. Соответствующий проект поправок к Закону «О связи», недавно подготовленный министерством, предполагает введение нового понятия: «обязательные общедоступные телеканалы». К ним, помимо обязательных общероссийских каналов, установленных указом Президента России, будут отнесены все телеканалы, получившие право на эфирное вещание по итогам конкурсов Роскомнадзора.Тем более, как рассказал Алексей Волин, процесс создания телевизионных сетей в России находится в стадии бурного развития. Система взаимоотношений внутри сетей постоянно меняется и совершенствуется. При благоприятном экономическом климате данные процессы могут ускориться, что позволит создать наиболее эффективную работу телерынка.
Сегодня он представлен в России двумя видами телевидения: эфирное, которое является аналоговым, и неэфирное, осуществляющее вещание через спутниковые системы, цифровые каналы и Интернет. Аналоговое телевидение постепенно уходит в прошлое, что обусловлено развитием новых технологий. Тем более что значимой частью реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» является создание сетей мультиплексов — объединений в единый цифровой пакет телевизионных каналов при цифровом телевещании. «Мы планировали до середины 2015 года завершить программу строительства инфраструктуры цифрового телевидения, чтобы покрыть территорию, на которой живет 98,5 процента населения. Правда, в связи с теми корректировками бюджета, которые внёс Минфин, я боюсь, что эту задачу нам придётся отодвинуть на пару лет, потому что деньги нам срезали», — сказал замминистра, однако объём недополученных средств уточнять не стал.
Впрочем, ведомство будет настаивать на возвращении прежнего уровня финансирования. По словам Алексея Волина, под угрозой оказался крупнейший инфраструктурный проект в России и полная замена аналогового телевидения цифровым остаётся приоритетной для Минкомсвязи. В настоящее время операторы бесплатно транслируют только те десять общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, которые входят в первый мультиплекс. Это Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», «Пятый канал», НТВ, «Россия — Культура», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр». Второй мультиплекс был сформирован по итогам конкурса, проведённого Роскомнадзором (в него входят РЕН ТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ТВ-3, Спорт плюс (НТВ-Плюс) , «Звезда», «Мир», ТНТ, «Муз-ТВ». Третий мультиплекс предполагается сформировать из региональных каналов по итогам конкурса.
О бедном канале замолвили слово
То есть среди задач, определённых Федеральной целевой программой развития телерадиовещания до 2015 года, учтено и «обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания», а в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы отнесены к категории «обязательных общедоступных». Но при этом пока на государственном уровне не выработаны чёткие критерии вхождения региональных телекомпаний в цифровые мультиплексы. Пока есть довольно расплывчатое упоминание, что войдут только значимые для региона телекомпании. К слову, почти в каждом городе России есть местная телекомпания и, как правило, не одна. Поэтому число региональных телеканалов значительно больше, чем городов в стране. И к сожалению, получается, что в малоразвитых регионах местные телекомпании не смогут пройти конкурс для вхождения в цифровые мультиплексы и будут оторваны от современных тенденций развития телевидения. Им останется только продолжать работать в аналоговом вещании до его отключения, с постепенным переходом на самостоятельное программирование и увеличением собственного вещания с целью создания полноценного канала.Выживать сегодня приходится не только региональным вещателям, но и некоторым общефедеральным. Среди каналов, не пользующихся у зрителя популярностью — «Культура» и Общественное телевидение России (ОТР). Хотя именно они — идеальная площадка для формирования того самого положительного образа государства. На этих телеканалах нет рекламы и насилия. Сетки их вещания заполнены передачами об искусстве, качественными художественными фильмами и интеллектуальными ток-шоу.Первый заместитель генерального директора ОТР Александр Пономарёв отметил, что канал с трудом выживает, так как денег не получает от рекламы. Кроме того, ОТР остро нуждается в новых проектах, интересных передачах: «Приносите и присылайте — мы всегда рады!» Рассуждая о формировании положительного имиджа страны, Александр Пономарёв подчеркнул, что нужно помнить: согласно соцопросам, многие граждане не доверяют власти и считают, что ей не до населения. Поэтому, уверен телевизионщик, нужно думать, как переломить такое мнение: «Возможно, с помощью национальной идеи как основы национальной идеологии».
С таким утверждением согласился заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. Он отметил, что, к сожалению, рейтинг канала «Культура» даже близко не подступает к тому влиянию, которое оказывают на умы Первый канал, канал «Россия» и НТВ.
Виталий Игнатенко коллегу поддержал, так как уверен: недостаток финансирования телеканалов — чрезвычайно важный аспект. «Особенно безобразная ситуация в этом смысле сложилась с Общественным российским телевидением, — подчеркнул он. — Канал живёт в долг. А между тем это самый добрый канал на ТВ, который никогда не поднимется с нынешним нищенским финансированием. И законодатели должны помочь ОТР — прописать в бюджете его финансирование.
В итоге участники обсуждения пришли к выводу, что многое зависит от внутренней цензуры руководителей каналов и рядовых сотрудников. «Пора вернуться к самоцензуре в журналистском цехе», — отметили сенаторы и телевизионщики.
мнения
Александр Варфоломеев
член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:
- Пятнадцать лет я работал в системе ВГТРК и могу подтвердить, что формула работы с региональными каналами, которая идёт из Москвы, носила и носит позитивный характер. Нас совершенно правильно и притом без всякого административного давления всегда настраивали по-товарищески. Хорошо, что эта политика продолжается.
Что касается взаимоотношений с региональными властями, то за все годы я ни разу не помню, например, чтобы каким-то образом нас принуждали делать «роскошные» материалы о региональных руководителях. Мне представляется, что всё-таки доля влияния региональных ГТРК или других региональных средств массовой информации на имидж, который создают федеральные средства массовой информации, к сожалению, не так велика. Потому что как раз именно в региональных компаниях можно найти больше позитивных моментов. А для того, чтобы исправить имидж своей страны и регионов, надо навести порядок во всех уровнях власти — от муниципального до федерального.
Игорь Чернышёв
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:
- Сегодня в новостях о регионах на федеральном уровне преобладает негатив, а это плохо влияет и на международный имидж страны в целом, так как иностранные СМИ пользуются материалами российских массмедиа именно федерального уровня.
И в России, и за её пределами нашу страну видят такой, как её показывают СМИ. И дело не только в том, что «встречают по одёжке». Плотно занимаясь проблемами современного туризма, понял, что реклама, как инструмент формирования у человека желания поехать, увидеть что-то новое, играет важнейшую роль. А в наших средствах массовой информации нет рекламы, предлагающей поехать и посмотреть тот или иной регион Российской Федерации кроме традиционных Москвы и Санкт-Петербурга.
Второй посыл связан с формированием патриотизма. Он не может формироваться на основе уровня криминогенной ситуации того или иного региона страны, или реверансов в сторону местной власти в репортажах региональных и местных СМИ. Любовь и гордость за Отечество должны формироваться под влиянием сюжетов о красоте, культуре и объективных успехах в развитии нашей Родины. А где они? Россия самодостаточная и сильная страна, судя по истории, страна смелых, умных и справедливых людей. Я не вправе давать рецепты, но уверен, что информационная политика должна работать на решение государственных задач. А на примере с Томском делать новостной упор не только на репортаже о ДТП с участием губернатора области, но и на открытии в Томской области крупного фармацевтического производства, так необходимого для решения задач, в том числе импортозамещения.
Думаю, что для исправления ситуации нужно вмешаться в систему рейтингования телеканалов, претендующих на бюджетные деньги. Сегодня эта система основана на количестве просмотров и, как правило, высокие рейтинги у передач, ориентированных на шоу, дающие готовые и примитивные ответы на все вопросы на уровне инстинктов, а пора бы выводить население из навязанной «пещеры потребления», ведь на дворе уже не 90-е. Выделять бюджетные средства для СМИ, рейтинг которых определён по иной, государственной методике. К сожалению, сегодня без патриотично настроенных работников СМИ невозможно формирование нового гражданина России, который не обременён политической идеологией, но у которого должна быть идеология, основанная на любви к своей стране и гордости за неё.
Если мы хотим жить в свободном обществе с минимальным государственным регулированием, то общественный договор — лучшая форма взаимодействия государства, общества и СМИ.