Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Надо быть осторожнее с кредитами

Финансы

30.10.2014 19:10

У региональных бюджетов есть возможности решать свою долговую проблему

К концу 2014 года в региональной бюджетной системе сложилась тяжёлая ситуация. Сейчас совокупный региональный долг составляет два триллиона рублей. Около 1,77 триллиона рублей задолжали региональные бюджеты, а 233 миллиарда рублей — муниципалитеты. Решить долговую проблему непросто, однако председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин на «круглом столе» в «Парламентской газете» рассказал, какие для разрешения этой задачи следует сделать шаги.

Возникли эти проблемы не на пустом месте. В последние годы в стране изменилась система сбора налогов. Федеральный Центр стал забирать больше денег, из-за этого сократились поступления в региональные бюджеты, и одновременно у регионов появились новые финансовые обязательства, с которыми многие территории не смогли справиться без привлечения кредитов. Растут социальные траты, повышаются зарплаты бюджетников, но при этом из-за проблем с ликвидностью многим регионам катастрофически не хватает денег на развитие промышленности, а это отрицательно сказывается на темпах роста экономики России.

Нужно признать, что в следующем году подавляющее большинство регионов не сможет решить свою долговую проблему, и поэтому у многих из них возникнет соблазн снова занять денег. Уже известно, что в 2015 году дефицит региональной бюджетной системы составит 548 миллиардов рублей, в 2016 году — 452,9 миллиарда рублей, а в 2017 году — 206,8 миллиарда рублей.

Без помощи федерального Центра регионам не обойтись. Совсем недавно в Совете Федерации прошли парламентские слушания, на которых предлагалось конвертировать коммерческие кредиты в бюджетные кредиты из федерального бюджета. Такая финансовая поддержка не должна сопровождаться трудновыполнимыми условиями, которые ограничат возможности получения этих денег, но при этом регионы должны будут отказаться от банковских заимствований.

Много вопросов у губернаторов традиционно возникает к консолидированным группам налогоплательщиков. Представители некоторых регионов рассказывают, что точно не знают, сколько бюджеты смогут получить в следующем году от налога на прибыль организаций. А ведь это один из важнейших источников доходов. Сейчас федеральное законодательство разрешает предприятиям одного холдинга суммировать свои прибыли и убытки. Экономическая целесообразность этого непонятна, а регионы недовольны.

Больше всего региональные власти надеются, что федеральный Центр со временем изменит систему сбора налогов и увеличит отчисления в региональные бюджеты. Тогда они смогут не только решить свои долговые проблемы, но и смогут выделять больше денег на поддержку промышленности.

Многие эксперты предлагают рассмотреть вопрос о предоставлении регионам права устанавливать налоговую ставку для предприятий АПК по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Опыт Белгородской области показал, что она может достигать десяти процентов. Кроме этого, в регио­нальные бюджеты можно передать сто процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше девяти процентов, за исключением пива, вин и винных напитков. Такая инициатива записана в наших предложениях по итогам парламентских слушаний.

Большой потенциал по увеличению доходов есть и в самих регионах. Прежде всего, они могут сократить льготы по региональным и местным налогам, а ещё им нужно выделять средства на софинансирование крупных строительных проектов из федерального бюджета только после утверждения проектно-сметной документации.

Вообще-то регионам нужно следить за структурой своего долга. В основном они задолжали коммерческим банкам и поэтому должны тратить на выплаты одних только процентов очень большие деньги. Чтобы помочь регионам, в этом году российское Правительство по предложению Совета Федерации заложило в бюджете 150 миллиардов рублей, и сейчас между регионами идёт борьба за получение этих денег, потому что часть из них пойдёт на замещение коммерческих кредитов, а в следующем году из федерального бюджета они смогут получить около 487 миллиардов рублей.

комментарии

Анатолий Бакаев

председатель Законодательного собрания Ульяновской области:

- Бюджет следующего года будет непростой. Он формируется в сложных экономических условиях, и поэтому уже сейчас он должен пройти широкое общественное обсуждение. Люди должны сказать, на что стоит тратить средства.

Денег много не бывает. В 2004 году региональный бюджет едва превышал пять миллиардов рублей. Сейчас это около 33 миллиардов рублей, но денег и тогда было мало, и сейчас не хватает. Впрочем, у нас есть налоговые резервы, хотя без помощи не обойтись. В следующем году мы надеемся получить от Минфина одиннадцать миллиардов рублей.

Николай Кравченко

первый заместитель председателя комитета по финансово-бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Краснодарского края:

- В начале 2000-х годов краевой бюджет составлял всего 17 миллиардов рублей. В 2014 году доходы выросли до 239 миллиардов доходов. Чтобы увеличить поступления, нам надо и дальше развивать собственное производство, внедрять инновационные технологии, но при этом не надо забывать про оптимизацию расходов.

У Краснодарского края есть госдолг. Он возник в последние три года. Деньги региону понадобились для ликвидации последствий наводнений, которые произошли в некоторых районах края, и для строительства олимпийских объектов. Те из них, которые находятся в региональной собственности, уже сегодня приносят деньги региональному бюджету.

местное время

Камчатка избавляется от долгов

Почти вдвое за последние пять лет сократились долги Камчатского края, и одним из факторов такого финансового успеха стал отказ от коммерческих кредитов.

В начале 2009 года долг составлял 6,9 миллиарда рублей, а к сентябрю нынешнего года он сократился до четырёх миллиардов рублей. Кроме этого, почти в десять раз уменьшились расходы на обслуживание долга с 363,9 миллиона рублей в 2009 году до 36,5 миллиона рублей в 2013 году.

Доходы снижаются, расходы растут

Изменить систему распределения доходов между регионами и федеральным Центром предлагает Законодательное собрание Красноярского края.

В законопроекте, который поступил в Государственную Думу, предлагается передать регионам два процента налога на прибыль организаций, которые сейчас зачисляются в федеральный бюджет. Кроме этого, регион рассчитывает на часть поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, которые идут с добычи углеводородного сырья.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что решения, которые принимают федеральные власти для увеличения федеральной казны, приводят к некомпенсируемому снижению доходов региональных и местных бюджетов. Из-за изменения законодательства и перераспределения доходов в пользу федерального Центра в 2013 году регио­нальные бюджеты потеряли 179 миллиардов рублей. Они недосчитались 72 миллиардов рублей, которые поступали от налога на прибыль организаций, 78 миллиардов рублей с акцизов на нефтепродукты, 27 миллиардов рублей с налога на имущество организаций и около двух миллиардов рублей, которые поступали в счёт платы за негативное воздействие предприятий на окружающую среду. На фоне снижения доходов регионы были вынуждены увеличивать свои расходы. В том же году по всей стране прошло повышение зарплаты бюджетникам, часть которой профинансировал региональный бюджет.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 667