Лётчики особого назначения. Крымские партизаны

70 лет победы: Документальная повесть

После взятия Севастополя войска вермахта перешли в наступление на южном направлении, и к осени 1942 года большая часть Кубани и Северного Кавказа была оккупирована. Фронт отошёл далеко на восток. Крымские партизаны оказались зам­кнутыми в горно-лесистой части полуострова, изрезанной дорогами и насквозь простреливаемой немецко-румынскими войсками.

В ходе июльской операции «Большой прочёс» карательные отряды уничтожили остатки партизанских продовольственных баз, заложенных в лесах ещё в начале войны. В партизанских отрядах начался голод — люди умирали от истощения.

Аэродром на горной гряде

16 октября 1942 года звено из трёх самолётов Московской авиагруппы особого назначения получило задание Центрального штаба партизанского движения перебазироваться на аэродром Сухуми «для обслуживания партизан Крыма». Все лётчики имели опыт ночных полётов над морем в осаждённый Севастополь.

Несколько сотен раненых и больных, не имеющих шансов на выживание при полном отсутствии продовольствия и медикаментов, ждали эвакуации в партизанском лагере в зуйских лесах у подножия горной гряды Караби-Яйла. Каждую ночь в надеж­де на прибытие самолётов партизаны горными тропами поднимали десятки обессиленных людей к лощине на высоте 1000 метров, окружённой отвесными скалами и с четвёртой стороны обрывающейся ущельем. Там находилась площадка размером 1100 на 300 м, которую назвали «Баксанский аэрод­ром».

Когда погода на маршруте улучшилась, в ночь с 24 на 25 октября в воздух поднялся «Дуглас» под командованием Русакова. После промежуточной посадки в Адлере, рядом с которым в Сочи располагался штаб партизанского движения (ШПД) Крыма, самолёт лёг на курс вдоль Черноморского побережья. Спустя два часа на командном пункте в Сухуми раздались позывные экипажа: «Районе цели спокойно. Видимость хорошая. Заход посадку с юга, стороны ущелья. Вылет интервалами тридцать минут».

В эту и две последующие ночи, совершив 10 ночных посадок, самолёты вывезли 217 человек, после чего на море разыгрался шторм, нависла низкая облачность, и полёты пришлось остановить. В это время карательные отряды тремя колоннами численностью 1,5 тысячи человек двинулись к расположению партизан. Завязались бои, подходы к посадочной площадке были блокированы.

Экипажи сделали ещё 8 попыток пробиться к партизанскому лагерю, но горы были накрыты тяжёлыми облаками.

Дивизия транспортной авиации

6 ноября 1942 года Московская авиа­группа особого назначения была пре­образована в 1-ю Авиатранспортную дивизию.

В ночь с 19 на 20 ноября, воспользовавшись некоторым улучшением погодных условий, один из экипажей Авиа­дивизии при помощи радио­навигации сумел в облаках дойти до расположения партизан. В просвете мелькнули сигнальные костры, на которые в пять заходов были сброшены тюки. Через три часа над лагерем появились ещё два самолёта. В эту ночь партизаны получили 4200 тонн продовольствия, после чего погода резко ухудшилась. Полёты были прекращены, но лётчики дивизии тут же получили специальное задание на другом направлении.

22 ноября звено дивизионных «Дугласов» вылетело в Тбилиси, откуда по заданию Закавказского фронта было перенаправлено в Тегеран. 28 ноября самолёты взяли на борт и на следующий день доставили в Иваново на аэродром Северный французскую истребительную эскадрилью «Нормандия», которая была затем включена в состав советских ВВС.

В декабре положение усугубилось. Карательные операции шли одна за другой, и после ожесточённых боёв партизаны перешли в леса Крымского заповедника. Запасы заброшенного продовольствия иссякли. 9 февраля ШПД Крыма направил напрямую в Ставку радиограмму с грифом «молния» с просьбой о помощи.

Из донесения командира корабля Авиатранспортной дивизии Кашубы: «С 11.02 приступил к выполнению задания. Партизаны испытывали тяжёлое положение. Холодные — около 240 человек, опухшие, смертельные исходы, случаи людоедства, без боеприпасов. 11 и 12.02 сделал по два вылета за ночь. В общей сложности находились в воздухе по 11-12 часов. Бросали в просветы облаков с 2500 м».

На рассвете 25 февраля немецкий самолёт-разведчик обстрелял лагерь партизан пулемётным огнём и обозначил его, выпустив ракеты. Партизанская разведка донесла о продвижении карательных отрядов. Из донесения Кашубы: «25.02 сделал один вылет в исключительно тяжёлых метеоусловиях. Сбросил 10 грузопарашютов и 4 парашютистов. Через 4 часа после сбрасывания начался бой с карателями. Связи с партизанами нет. Полётов не производил до выяснения обстановки. Доложите командованию — необходимость самолёта большая. Учитывая уход партизан с базы, потребуется заброска питания и боеприпасов, а также дополнительная работа, которую намечают с 10.03 для разведотдела и подрывников на всём юге. Обязуюсь Ваше доверие оправдать».

* * *

2 февраля 1943 года завершилась победой Сталинградская битва, положив начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны. Советские войска развернули наступление по всему фронту и в октябре были на подступах к Крымскому полуострову. В тесном взаимодействии с командованием 4-го Украинского фронта партизаны перешли к боевым действиям, завершившимся освобождением Крыма 12 мая 1944 года.

Справка

Всего за 23 вылета (из них 10 с посадкой на аэродром горной гряды) самолётами авиационной эскадрильи партизанам было заброшено 20,9 т грузов и вывезено 217 человек.

Из записной книжки историка

Совершив 21 вылет, командир «Дугласа» Авиатранспортной дивизии Кашуба забросил партизанам 25 тонн грузов и 29 парашютистов-подрывников. В ночь с 14 на 15 марта его самолёт был сбит зенитной артиллерией противника. Экипажу удалось посадить горящий самолёт и выйти к расположению партизан. В ночь с 18 на 19 апреля лётчики были вывезены самолётом на Большую землю.

Четверо заброшенных парашютистов были подрывниками, прошедшими обучение в Москве, испанцами по национальности. Вскоре партизаны пустили под откос три вражеских эшелона при помощи взрывчатки, полученной по воздуху.


Просмотров 87

30.10.2014