Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Красноярский край: вызовы нового времени

Пульс регионов

30.10.2014 18:19

Парламентский форум обсудил перспективы развития Сибирского региона

Прошедший депутатский форум Красноярья запомнился напряжённой повесткой и конкретными идеями, высказанными по наиболее злободневным темам. При этом площадка, которая по своему масштабу охватывает проблематику региона, преодолела заявленные границы, и участники съезда поднялись до проблем федерального и мирового уровня. Это добавило дискуссиям свежести и остроты.

Рабочая атмосфера

В этом году съезд собрал около 700 человек. Среди них депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, краевые парламентарии, депутаты городских, районных и сельских советов, а также губернатор края, члены регионального правительства, представители экспертного сообщества и почётные граждане.

Съезд проходил в конгресс-центре «Гранд Холл Сибирь», пожалуй, одном из самых подходящих мест для проведения общекраевой депутатской планёрки. Организация и содержание вполне соответствовали высокому уровню мероприятия, о чём говорили сами делегаты съезда. В зале пленарного заседания были размещены фотовыставки, посвящённые 20-летнему юбилею Законодательного собрания, почётным гражданам края и победителям регионального конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования в 2013 году. На специальном экране демонстрировались фрагменты, отражающие этапы развития края, которому в декабре исполняется 80 лет.

Первым с программным докладом «Красноярский край: вызовы нового времени» на съезде выступил председатель Законодательного собрания Александр Усс. По его мнению, сегодня регион вступает в новый этап своего развития и на его старте необходимо сформулировать задачи на ближайшее будущее и дать ответы на вызовы нового времени.

Восточный вектор

Давая оценку общей ситуации в крае, спикер назвал её противоречивой. Вначале он обозначил бесспорно положительную тенденцию:

- Буквально на наших глазах происходит разворот федерального вектора политики на Восток, во что ещё несколько лет назад, если честно, верилось с трудом. Начинает приносить свои плоды многолетняя работа по обоснованию особой роли Красноярского края в развитии не только Сибири, но и страны в целом.

Утверждение о необходимости создать в центре Сибири основной плацдарм нового вектора развития страны за полтора десятка лет из утопической мечты превращается в реальность. Для всех жителей края это должно означать комплексное развитие экономики и социальной инфраструктуры, существенное улучшение качества жизни, причём не только в Красноярске, но и во всём регионе.

Не стоит каяться

Однако беспокоит непростая финансовая ситуация: дефицит текущего краевого бюджета превысил 32 миллиарда рублей, а государственный долг региона к 2018 году может достичь отметки 110 миллиардов — это больше двух третей общей суммы доходов. Неудивительно, что в таких условиях всё чаще и громче раздаются голоса: «Какая универсиада, какой перенос столицы?! Скоро наступит финансовый крах — край спасать надо!»

Александр Усс считает, что оснований для таких крайних оценок нет. С одной стороны, перекосов в экономике края хватает, и депутатский корпус с присущей ему принципиальностью всегда обращает на них внимание, стремится к их устранению. Это и однобокая структура экономики, требующей диверсификации, и провалы ряда громких инвестиционных проектов, и удалённость от Красноярска центров принятия стратегических решений.

С другой стороны, край входит в десятку субъектов, формирующих больше половины валового внутреннего продукта России, и по-прежнему является одним из наиболее устойчивых регионов. В целом с 2008 по 2013 год валовый региональный продукт увеличился с 738 миллиардов до 1 триллиона 260 миллиардов рублей. При этом на фоне возрастающих расходных обязательств доходы краевого бюджета изменялись мало. В числе причин таких «финансовых ножниц» — сокращение поступлений от налога на прибыль организаций в результате изменения федерального законодательства, отмена льготных таможенных пошлин на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, создание консолидированных групп налогоплательщиков.

- Красноярский край не болен и в спасении не нуждается, — подчеркнул спикер. — У нас есть над чем работать и что совершенствовать. Но нет никаких оснований посыпать голову пеплом, каяться в каких-то стратегических ошибках, а тем более отказываться на фоне бюджетных проблем от тех перспектив и высоких целей, признания которых мы с таким трудом добивались. Скорее наоборот — их достижение (в частности, необходимость достойного проведения в Красноярске универсиады в 2019 году) должно добавить нам аргументов в обосновании того, что финансовую ситуацию в крае надо выправлять, отдавая региону адекватную часть того, что здесь зарабатывается.

Как удвоить бюджет

Именно поэтому во главу угла следует поставить активную работу с федеральным Центром, в частности добиваться корректировки межбюджетных отношений с целью увеличения доходной базы с расчётом на длительную перспективу.

Докладчик привёл такие цифры. На 1 января 2014 года работающие на территории края предприятия сформировали кредитный портфель в сумме 634 миллиардов рублей, налоговая ёмкость которого по платежам в местный и краевой бюджет составляет 8-10 миллиардов. Но реально банковские учреждения приносят в край в виде налогов лишь порядка 500 миллионов, то есть почти в 20 раз меньше. Нетрудно предположить, что означал бы перевод в Красноярск, например, центрального офиса Сбербанка или ВТБ, которые кредитуют крупнейшие проекты, реализуемые в Сибири. По оценке экспертов, «красноярская прописка» ФПГ, имеющих в крае базовые предприятия, могла бы по меньшей мере удвоить региональный бюджет. Это без учёта многочисленных позитивных последствий от общего оживления социально-экономической активности на сибирских территориях.

- Сегодня назрела необходимость именно здесь, в Сибири, и прежде всего в Красноярском крае, активно формулировать идеи и предложения, которые способны повлиять на экономическую ситуацию не только в нашем регионе, но и в стране в целом, — считает Александр Усс. — Думаю, мы излишне скромничаем, полагая, что все патриоты России и просто мыслящие люди собрались в пределах Садового кольца. Определение так называемого сибирского вектора в качестве главного приоритета развития страны не только даёт сибирякам моральное право, но и возлагает на них обязанность мыслить масштабно, предлагать механизмы того, как эту общую идею поставить на практические рельсы.

Деятельный патриотизм

Обозначив минерально-сырьевой сектор в качестве опоры сибирской и российской экономики, спикер заметил, что освоение природных ресурсов, нацеленное только на финансовый результат, зачастую проявляет свой позитивный эффект далеко за пределами края, Сибири и даже России, оставляя всё более примитивные методы хозяйствования и неблагоприятные экологические последствия.

Говоря о необходимости соблюдения национальных интересов, докладчик привёл такие примеры: «Сегодня лидеры нашей экономики тратят миллиарды на закупку за рубежом всего и вся (от картошки до буровых установок), вместо того чтобы вложиться в свой край, в свою страну и производить это у себя под боком. В мире есть многое, что можно купить дешевле, руководствуясь сиюминутной выгодой. Но всегда ли нужно это делать с учётом долговременных интересов? К примеру, Япония почему-то потребляет преимущественно собственный рис, хотя в соседнем Китае его себестоимость в шесть раз ниже. Нам тоже нужен такой деятельный патриотизм».

Адресная защита

Говоря о проекте краевого бюджета на 2015 год, спикер отметил, что расходы на социальную сферу запланированы в сумме более 109 миллиардов рублей — это почти две трети общего объёма затрат. Он призвал сохранять характерный для Красноярского края высокий уровень социальной защиты населения. Но при этом следует корректировать само её содержание с точки зрения повышения адресности и эффективности: «А то у нас порой администрирование какой-нибудь копеечной социальной выплаты обходится дороже её самой».

Александр Усс особо отметил, что сейчас, в условиях финансовых ограничений, пришло время более активно привлекать в социальную сферу бизнес, поддерживать частную инициативу:

- Там, где подходят к делу с умом и не теряя совести, здоровая конкуренция позволяет радикально улучшать качество работы и экономить бюджетные средства.

Отправная точка в сложной работе

В рамках VII съезда прошло четыре «круглых стола», посвящённых наиболее актуальным вопросам жизни края. Самой многочисленной стала площадка, на которой обсуждался новый этап муниципальной реформы. Мероприятие с одноименным названием собрало более 250 человек.

Актуальность темы обусловлена масштабными изменениями федерального законодательства в области местного самоуправления. С одной стороны, реформа призвана унифицировать организацию МСУ, с другой — как учесть всё многообразие территорий?

8 октября 2014 года в первом чтении принят закон края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в крае». Принятию закона предшествовал целый ряд консультаций с органами МСУ. Уже сейчас некоторые муниципальные образования (в том числе Эвенкийский район с особым статусом) выражают желание опробовать формирование представительного органа из глав поселений. Основная аргументация — главы поселений знают весь комплекс проблем своих территорий и разбираются в бюджетном процессе. Что касается способа избрания глав — уже сейчас в крае существует как одна, так и другая модель. Новый закон, как и раньше, предлагает территориям самостоятельно определиться с моделью избрания, закрепив её в уставе муниципального образования.

Глава Рыбинского района Сергей Колесов считает большой проблемой завышенные ожидания населения от органов муниципальной власти. По мнению главы, власть на местах и рада бы оправдать эти ожидания, но денег не хватает на исполнение полномочий ни сельским поселениям, ни муниципальным районам.

Депутат Кодинского городского Совета Лариса Бажанова рассказала, что на этой территории заинтересовались системой формирования районного совета из числа глав поселений, которые знают проблемы территорий в комплексе и готовы слышать коллег из других МО. Что касается разграничения полномочий, то депутат считает, что полномочия, связанные с прямым обращением граждан и касающиеся их насущных проблем, должны быть оставлены на уровне поселений.

Подводя итоги заседания, вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко отметил, что на окончательную доработку и принятие краевого законодательства, направленного на реформу МСУ, времени осталось очень мало. Посетовал он и на низкую активность муниципальной власти на местах. В итоге участники «круглого стола» пришли к выводу о скорейшем создании рабочей группы из депутатов Законодательного собрания, представителей органов МСУ и правительства края. Задача группы — систематизировать опыт, предложения, обосновать расчёты и разработать необходимые рекомендации для всех участников процесса реформирования местного самоуправления. Резолюция «круглого стола» станет отправной точкой в большой и сложной работе.

Время собирать камни

Основным организационным ядром VII съезда стало проведение публичных слушаний по краевому бюджету на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. В рамках депутатского форума это важное мероприятие получилось более содержательным и представительным с точки зрения и числа, и состава участников.

Ещё в первом пленарном заседании делегаты заслушали выступление губернатора Виктора Толоконского, который обозначил основные направления бюджетной политики. Среди них Виктор Александрович назвал сокращение дефицита бюджета, повышение качества жизни населения и развитие экономики. Таким образом, доклад губернатора стал предисловием к обсуждению бюджетной трёхлетки.

Программный подход

Исполнительная власть представила прогноз социально-экономического развития края на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, который разрабатывался на базе прогноза Министерства финансов РФ. Этот вариант будущего рассматривает развитие экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки.

Проект закона о региональном бюджете сформирован на основе 21 государственной (из них одна новая) и восьми отраслевых программ. В рамках бюджетной трёхлетки предполагается индексация расходов на оплату труда гражданских служащих и работников бюджетной сферы края; стипендиального фонда для обучающихся в краевых учебных заведениях; на коммунальные услуги для населения и для бюджетных учреждений. Другими важными направлениями остаются реализация указов Президента России и сохранение объёмов финансовой поддержки муниципальных образований.

В проекте закона также заложены немалые средства на строительство объектов XXIX Всемирной зимней универсиады, которая пройдёт в 2019 году в Красноярске. Главный финансовый документ края учитывает также расходы на «детей войны»: на соцподдержку детей красноармейцев, погибших в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, ежегодно будет направляться по 217 миллионов рублей.

Основные параметры краевого бюджета на 2015 год выглядят следующим образом: доходы составят 166 миллиардов рублей; расходы будут равны почти 184 миллиардам рублей; дефицит образуется в размере около 18 миллиардов рублей.

Острые углы

Внимание участников слушаний было приковано к докладам председателей самых бюджетоёмких комитетов краевого парламента: по здравоохранению и социальной политике — Юрия Данильченко и по образованию, культуре и спорту — Людмилы Магомедовой. Они критично высказались в отношении некоторых подходов к формированию главного финансового документа края, обозначили наиболее острые проблемы, решение которых имеет первостепенное значение. Например, Людмила Васильевна привела ряд конкретных примеров, когда в бюджете сначала закладывались расходы на строительство определённого социального объекта, но потом от них отказывались. А Юрий Михайлович указал на то, что отрасль здравоохранения края в 2015 году в целом недофинансирована почти на два миллиарда рублей.

В ходе слушаний также выступили представители муниципалитетов — глава Дзержинского района Дмитрий Ашаев, председатель Совета депутатов города Шарыпово Анна Асанова, глава Красноярска Эдхам Акбулатов. Они обозначили финансовые проблемы применительно к своим территориям.

Мнения

Всеволод Севастьянов

заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края:

- На этом съезде прозвучали концептуальные вещи, которые будут определять на ближайшее время нашу перспективу. Кроме того, в связи с новым законом о стратегическом планировании субъекты Федерации обязаны выстроить программу развития на шесть лет. Сейчас наступает новая эпоха. И Законодательному собранию, и местным Советам, и всей краевой власти в целом необходимо предпринять меры для реализации программы развития в непростых условиях.

Анатолий Букатов

глава Идринского района:

- Думаю, мы очень многое получим от этого съезда. Обеспечение кадрами работников бюджетной сферы, развитие производства, малого и среднего бизнеса — все эти вопросы поднимались, и мы ждём конкретных, внятных ответов и рекомендаций для органов местного самоуправления, поселений, районов. Всё в целом поможет нам двигаться вперёд, укреплять экономику, а самое главное — улучшать жизнь населения во всех районах края.

Станислав Устинов

депутат Туруханского сельсовета:

- От съезда я жду конкретных шагов по решению сложных вопросов и проб­лемных тем, имеющихся в территориях Красноярского края. Это мероприятие для меня очень значимое. Второй раз являюсь делегатом съезда. По опыту прошлого должен сказать: эффект от него есть, движение вперёд ощутимо.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 771