Как не испортить межбюджетные отношения
Пульс регионов
Совет Федерации приступил к выполнению полученных от Совета законодателей рекомендаций по совершенствованию межбюджетных процессов. Они адресованы Федеральному Собранию, Правительству России и администрациям регионов.
20 октября председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин провёл в Пермском крае заседание, где была рассмотрена «дорожная карта» развития бюджетных отношений вместе с членом Совета законодателей и председателем Заксобрания Валерием Сухих, губернатором Виктором Басаргиным и чиновниками регионального и федерального правительств.В рекомендациях Совета законодателей есть напоминание, что регионы продолжают терять деньги из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Те объединяют в одно юрлицо все предприятия группы и платят налоги по месту его регистрации. А там, где платили раньше, даже были где-то градообразующими, — не платят.
«В этой связи рекомендуется при необходимости предложить изменения в законодательство о налогах и сборах», — пишут региональные законодатели федеральным…
Ещё до заседания в Перми Сергей Рябухин подготовил письмо в Минфин с просьбой помочь наполнить бюджет Курской области на 2015 год, который недосчитается четырёх миллиардов рублей — таков прогноз уменьшения налога на прибыль предприятиями группы «Металлоинвест». Они расположены в разных районах области, а с 1 января объединяются в КГН. Кроме того, цена на металл падает в 1,5 раза. В регионе боятся, что не смогут выполнить госпрограммы и майские указы Президента РФ: собственных доходов хватит только на зарплату региональным бюджетникам, на обязательное медстрахование и другую местную социалку.
«Сенаторы видят выход в бюджетном кредите или в получении денег из резерва федеральных дотаций. Вопрос находится на контроле у Валентины Матвиенко», — сообщила пресс-служба Совета Федерации.
…В Перми Комитет по бюджету и финансовым рынкам продолжил уже стратегическую работу над межбюджетными отношениями.
«Чтобы их сбалансировать, нужна новая концепция», — предложил первый заместитель председателя комитета Владимир Петров. Он описал действующую модель как «в целом неплохую, но с чрезмерной централизацией полномочий на федеральном уровне, что мешает развитию бюджетного федерализма. Зависимость региональных бюджетов от федерального не только сохраняется, а усиливается. Нужен анализ новых полномочий регионов и финансовой обеспеченности этих полномочий. За 10 лет их количество выросло вдвое и продолжает расти, но не всегда это сопровождается закреплением за регионами постоянных источников доходов».
Аудитор Счётной палаты Юрий Росляк согласен: пересмотр концепции нужен, в ней должны появиться новые для регионов понятия «минимальный уровень сбалансированности» и «налоговый потенциал». «Кроме того, нужно пересмотреть оценку стоимости полномочий, возложенных на каждый субъект Федерации», — сказал экс-сенатор.
рекомендации Совета законодателей по наполнению региональных бюджетов
Палатам Федерального Собрания продолжить:совершенствовать разграничения полномочий между уровнями публичной власти, а также по совершенствованию межбюджетных отношений при разработке нового Бюджетного кодекса;анализ изменения доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Федерации, в том числе в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков, и при необходимости предложить изменения в законодательство о налогах и сборах.Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам:
совместно с Правительством проработать механизмы компенсации дополнительных расходов региональных бюджетов вследствие повышения оплаты труда бюджетной сферы.