Китай — за Россию
Неделя Федерального Собрания
Пекин никогда не присоединится к санкциям против нашей страны
Это заявление политического руководства КНР в ходе официального визита председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко всколыхнуло ленты мировых агентств. Впрочем, это не единственное, что превратило азиатскую командировку российского спикера в один из главных информационных поводов недели.
Гонконг вместо Лондона?
Азиатское направление для России расцветает новыми перспективами, основа которых — хорошо забытое старое. Об этом Валентина Матвиенко говорила в Лаосе на итоговом заседании 35-й Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АИПА-АСЕАН). Под эгидой этой организации объединены десять стран региона с населением 620 миллионов человек, совокупным ВВП 23 триллиона долларов и внешнеторговым оборотом 2,5 триллиона долларов. Не зря спикер назвала страны АСЕАН «точками роста новой экономики», отметив, что с ними у России накоплен богатый опыт сотрудничества.
Поэтому от России в Лаосе ждали предложений — они и прозвучали из уст Валентины Матвиенко. Первое — создание неделимой региональной системы регулирования в сфере безопасности в АТР. Второе — рассмотреть на парламентском уровне перспективы создания зоны свободной торговли по линии АСЕАН — Евразийский экономический союз. Если лаосские предложения Валентины Матвиенко будут услышаны в странах АТР, то процесс формирования новой архитектуры мировой экономики может значительно ускориться. Судя по встречам спикера Совета Федерации с коллегами из Сингапура, Вьетнама и Лаоса на полях саммита АИПА-АСЕАН, как минимум три страны региона в этом заинтересованы.
Не против этого и в Гонконге, с которого началась программа официального визита Валентины Матвиенко в Китай. Первые лица нашей страны в «азиатском Нью-Йорке» — гости редкие: Президент России посетил «город небоскрёбов» один раз (в 2011 году), в конце 90-х сюда приезжал спикер Госдумы. В этом году впервые состоялся визит председателя Совета Федерации. На встречах с Валентиной Матвиенко власти «специального административного района КНР» подтвердили готовность расширять контакты с Россией. Для того есть хорошие перспективы: поток граждан РФ, посещающих Гонконг, с 2009 года, когда въезд сюда из нашей страны стал безвизовым, вырос в четыре раза. Год от года увеличивается и наш товарооборот с Гонконгом, который пока составляет более трёх миллиардов долларов.
Известно, что Гонконг, который только в 1997 году перестал быть английской колонией, живёт по британской правовой системе. «Она практически ничем не отличаются от действующей в Лондоне, но преимущество гонконгской системы в том, что она лишена политизации, — заметила Валентина Матвиенко. — Гонконг ведёт себя абсолютно нейтрально и заинтересован в развитии своей территории. Мы со своей стороны будем способствовать тому, чтобы как можно больше российских компаний выходили на гонконгскую фондовую биржу». Гонконг вместо Лондона — чем не вектор свежих перспектив для российского бизнеса на фоне «удушающих» санкций Запада?
«Столица мировой сборки»
Так ещё называют провинцию Гуандун на юге Китая. Традиционно продукция этого крупнейшего промышленного центра Поднебесной, который обеспечивает 10 процентов ВВП страны, была ориентирована на страны Запада. Однако приезд Валентины Матвиенко, которая первой из спикеров парламента России посетила Гуанчжоу, столицу Гуандуна, показал — ситуация меняется.
Спикер палаты регионов напомнила, что главами России и Китая сформулирована конкретная цель: объём товарооборота между двумя странами должен достигнуть 200 миллиардов долларов. «По объёму экспорта в Россию Гуандун занимает второе место среди провинций Китая. Казалось бы, неплохо. Однако если взглянуть на цифры, то на долю России приходится всего 0,77 процента от всего оборота провинции. Этого явно недостаточно. Считаю, что наше торговое сотрудничество имеет большой нереализованный потенциал», — подчеркнула Валентина Матвиенко и предложила увеличить к 2020 году объём торговли Гуандуна с Россией минимум до 5-процентной доли общего оборота провинции.
Очевидно, что визит спикера Совета Федерации дал элитам Гуанчжоу пищу для размышлений. Пойдут ли предприниматели Гуандуна по российскому пути? Предметное обсуждение этого вопроса стартовало, и визит Валентины Матвиенко ознаменовал начало нового диалога между деловыми кругами России и Китая.
Слово Си Цзиньпина
В Пекине — финальном пункте визита Валентины Матвиенко — тема качественного углубления отношений между Россией и КНР получила свою кульминацию. Началась она в Пекинском университете, где прошла церемония присвоения Валентине Матвиенко звания Почётного профессора этого самого влиятельного вуза в Китае. Такое звание, как заявила председатель Совета Федерации, выступая перед студентами, обязывает её ещё больше содействовать развитию российско-китайских отношений. Например, способствовать увеличению центров русского языка и культуры — сейчас их в Китае всего семь.
Сегодня сама жизнь выдвигает задачу перед КНР и РФ отстаивать свои интересы вместе — обе страны выступают за сбалансированную систему мироустройства. Майский визит Владимира Путина в Китай, когда было подписано более 50 документов и в их числе контракт на поставку российского газа, стал прорывным в развитии двусторонних отношений. Не отстают от первых лиц и парламенты двух стран, подтверждением чему стало очередное заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Всекитайского собрания народных представителей с участием российского спикера и главы ВСНП Чжан Дэцзяна. Главным итогом заседания стало подписание Устава Межпарламентской комиссии. «Сегодня есть все основания заявить, что нам удалось совместно создать систему взаимодействия, которая не только обеспечивает развитие сотрудничества парламентов наших стран, но и способствует практическому выполнению российско-китайских соглашений, договорённостей, проектов», — отметила Валентина Матвиенко.
Знаковыми точками пекинского визита Валентины Матвиенко стали встреча с председателем КНР Си Цзиньпином и переговоры с премьером Госсовета Китая Ли Кэцяном. Тон беседы был крайне дружелюбным. Так, Си Цзиньпин попросил передать сердечный привет Владимиру Путину и заявил, что Китай доволен скоростями и темпом развития двусторонних отношений. И заметил: две страны постоянно «сверяют часы» по важнейшим вопросам — только в этом году первые лица двух стран встречались четыре раза. Председатель КНР также дал высокую оценку развитию БРИКС и ШОС — на встрече с Валентиной Матвиенко поднимались вопросы сотрудничества в многосторонних форматах.
Наконец прозвучало то, чего кто-то в мире ожидал, а кто-то боялся услышать. Си Цзиньпин подтвердил, что стратегическое сотрудничество Китая и РФ не подвержено никакой политической конъюнктуре. «Председатель КНР подчеркнул, что, какое бы давление ни оказывалось на Китай, он никогда не поддержит и никогда не присоединится к санкциям против России», — сообщила Валентина Матвиенко журналистам. Таково слово Поднебесной, которое трактовать двояко вряд ли возможно.