Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Туристических гигантов не осталось

Северо-запад

18.09.2014 18:08

Туристический рынок Петербурга бьётся в предсмертной агонии. На нём уже не осталось ни одной крупной питерской турфирмы. Последней сошла со сцены «Верса», всего на одну неделю пережившая «Солвекс». А до них были такие гиганты, как «Нева» и «Атлас». Всего же разорилось 14 компаний, из которых половина петербургские.

Три фактора

Сейчас по каждому из банкротств правоохранительные органы возбудили уголовные дела, пытаясь выяснить, нет ли здесь признаков мошенничества. Но работники туристической отрасли считают, что в большинстве случаев криминала нет, просто всё в этом году сложилось уж очень неудачно. И те, кто выстоял в страшном кризисе 1998 года, кто выжил в 2008-м, рухнули.

- В 1998 и 2008 годах был финансовый кризис, а сейчас - и финансовый, и организационный, и административный, - считает директор одной из турфирм Михаил Росман. - Сложились сразу три фактора.

Крупные туроператоры несут основные траты примерно за полгода до сезона. Они вносят гарантийные деньги за номерной фонд, иначе туристов селить будет некуда, заказывают и оплачивают чартеры. Под всё это приходится брать кредиты. Затем начинаются ранние продажи туров - они на уровне себестоимости, но они необходимы, потому что нужно потихоньку гасить долг перед банком.

Но в этом году, когда начался сезон и должны были пойти нормальные продажи, произошёл административный кризис: силовикам запретили выезд. Это сразу уменьшило поток туристов процентов на десять. Финансовый кризис обвалил российскую валюту, и взятых рублёвых кредитов стало не хватать на расчёты с партнёрами в долларах и евро. И наконец, добил организационный кризис: когда все связаны между собой, один тащит на дно остальных. Например, те же «Нева», «Солвекс» и «Верса» были завязаны по чартерам, брали друг у друга блоки. И после краха «Невы» её партнёрам пришлось туго.

Без чартеров

Пока одни туристы пытаются вернуть заплаченные турфирмам деньги, другие мучаются вопросом: как им теперь ездить отдыхать? Крупных турфирм в Питере не осталось. Правда, есть мелкие и средние, но у них поток меньше и цены выше.

- На чартеры пока надо наплевать и летать регулярными рейсами - это гарантия вылета и туда, и обратно, - советует Михаил Росман. - Но есть места, куда «регулярки» не летают, например Хургада, Шарм-эль-Шейх, Эйлат. Я считаю, что сейчас авиакомпании просто обязаны поставить туда регулярные рейсы. Они ведь сегодня ничем не рискуют, они перекладывают все риски на турфирмы, которые держат чартеры! Вот пусть тоже рискнут и поставят на эти направления регулярные рейсы.

Вообще у работников турфирм много предложений, которые могли бы сделать отрасль более надёжной. Правда, до сих пор к ним не особо прислушивались.

- Надо разделить ответственность турфирмы и авиаперевозчика, - высказал чаяния профессионалов Михаил Росман. - Если заключён договор, то авиакомпания не должна отказываться вывозить туристов: сначала вывези их, а потом уже предъявляй претензии турфирме. То же должно быть и с отелями: выселять никого нельзя и разбираться надо не с людьми, которые уже заплатили за путёвку, а с турфирмой. И конечно, страховать надо всех туристов персонально, мы уже семь лет об этом кричим! Нынешнее коллективное страхование - это чушь!

Слушать всех

Сейчас все - и работники туристических фирм, и обычные граждане - ждут, какие меры примет государство для спасения отрасли, какие законы появятся, как защитят туристов. Уже ясно, что правила изменятся, но как - никто не знает. Представители власти обещают на сей раз не просто выслушать профессионалов, но и услышать их.

- Я бы посоветовал пригласить на «круглые столы» и руководителей обанкротившихся фирм и спросить их: что случилось? - предложил Михаил Росман. - Они лучше всех знают, что их погубило, что бы могло их спасти.

мнения

Светлана Нестеровапредседатель профильной комиссии Заксобрания по туристской индустрии:

- Создан оргкомитет, мы пытаемся выработать меры поддержки, защиты. Но всё не так просто - на государственные плечи перекладывать всю нагрузку тоже нельзя, так что однозначного ответа, что делать, нет. Обязательно привлечём к работе комиссии профессионалов отрасли. Они всегда участвовали в обсуждении законопроектов, никогда не уклонялись. Честно говоря, нас несколько отвлекло то, что в последние месяцы нам пришлось много заниматься судьбой города, его будущим, участвовать в выборах. Невозможно распыляться на все направления, и потому ситуация с туристической отраслью немного отошла на второй план.

Владимир Дмитриев, депутат Заксобрания Петербурга:

- У нас есть целый комитет в Смольном, который должен с утра и до вечера решать проблемные вопросы, связанные с туристическим кластером, но ни одного серьёзного заявления от представителей Смольного и уважаемого пока комитета мы не слышали. Мы слышим пока только заявления следственных органов.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 624