Лётчики особого назначения. Блокада Ленинграда

70 лет победы | Документальная повесть

Продолжаем публикацию документального повествования о малоизвестных фактах боевых действий советских лётчиков Московской авиагруппы особого назначения. Мы впервые публикуем фотографии и выдержки из боевых донесений, хранящихся в Российском государственном архиве социально-политической истории и Российском государственном архиве экономики

Прорвав Лужский оборонительный рубеж, 8 сентября 1941 года войска группы армий «Север» вышли к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в кольце блокады.

Сухопутные коммуникации были разорваны, сообщение с городом поддерживалось только по Ладоге речными судами. 20 сентября Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об установлении транспортной воздушной связи с городом Ленинградом». Задача по доставке продовольствия и бое­припасов и эвакуации квалифицированных рабочих и гражданского населения была возложена на Московскую авиа­группу особого назначения.

В новгородских лесах, в 250 км к юго-востоку от Ленинграда, были расширены и укреплены взлётные полосы аэродромов Хвойная и Кушеверы, на которые из Внукова перебазировались 35 «Дугласов» авиа­группы. 7 октября начались регулярные полёты в Ленинград.

Выдержка из донесения 1942 года командира МАОН майора Владимира Короткова:

«Перед нами была поставлена задача по обслуживанию блокированного Ленинграда. На эту работу было брошено 2/3 всех самолётов группы. Мы должны были лететь по территории, занятой нашими войсками, но усиленно контролируемой авиацией противника. Как летать? Одиночные самолёты, как правило, сбивались. Практика показала, что надо летать строем. Это было для нас новинкой, так в нашей гражданской авиации никто не летал. В процессе работы мы сумели привить личному составу навыки полёта ­строем».

Задолго до рассвета рассредоточенные вдоль опушки леса «Дугласы» выруливали на старт и по сигналу ракеты тройками поднимались в воздух. Флагманский корабль ждал, когда каждый из 9-12 самолётов группы займёт своё место в строю в форме клина, после чего воздушный караван переходил на крейсерскую скорость и ложился на курс. На полпути, в районе Тихвина, ведущий давал сигнал ракетой условленного цвета — и с аэродрома Кайвакса взлетало прикреплённое звено истребителей прикрытия, пристраивалось к группе и сопровождало её на самом опасном участке через Ладожское озеро до Ленинграда.

В Ленинградской операции МАОН впервые ввёл бортовую радиосвязь. Ведущий самолёт давал команды своей группе открытым текстом на 10-процентной мощности бортовой рации: «подтянуться», «перестроиться», «держать скорость 240» — и сообщал условным кодом на землю: «прошли озеро», «напал противник», «идём на посадку».

Весь путь над Ладогой самолёты шли на бреющем полёте, прижимаясь к воде. Ведущий летел на высоте 2-3 метра, остальные следовали за ним с небольшим превышением на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Караулившие на трассе «мессершмитты» атаковали «Дугласы», стараясь отсечь машины, отставшие от группы. Тогда «Дугласы» смыкались в плотный треугольник, отражая нападение противника из бортовых пулемётов.

Пройдя Ладогу, самолёты выходили к мысу Марьин Нос, где находились входные ворота в Ленинград, и брали курс на аэродромы Комендантский или Смольное. Первыми садились истребители, у которых горючее уже было на исходе, за ними «Дугласы». Ленинградские аэродромы постоянно подвергались обстрелу и бомбардировке с воздуха. Не теряя лишних минут, экипажи помогали разгружать самолёты, передавая из рук в руки ящики с концентратами, маслом, мороженым мясом. В самолёты сажали ослабевших от голода ленинградцев.

Во второй половине октября, когда войска противника начали наступление на тихвинском направлении, чтобы в обход Ладожского озера соединиться с финской армией и таким образом полностью блокировать город, самолёты МАОН обратными рейсами из Ленинграда перебросили под Тихвин бойцов 44-й и 191-й стрелковых дивизий и 6-й бригады морской пехоты.

С наступлением первых морозов навигация на Ладоге замерла, оставалась лишь воздушная трасса.

При постепенно сокращающейся долготе дня «Дугласы» уходили в первый рейс и возвращались на базу в полной темноте. Так экипажи отработали навыки ночных полётов, на которые авиагруппа затем полностью перешла в 1942 году.

В декабре лёд на Ладожском озере достаточно окреп, и по ледовой Дороге жизни потянулись колонны грузовиков с продовольствием. 29 декабря «Дугласы» перебазировались обратно во Внуково, и авиаотряд перешёл в распоряжение командования Западного фронта.

справка

За период с 7 октября по 29 декабря 1941 года самолёты Московского авиаотряда особого назначения, совершив 3111 вылетов в осаждённый Ленинград, доставили 1909 тонн грузов, 4325 тонн продовольствия и вывезли 50 099 человек.

продолжение следует


Просмотров 518

18.09.2014

Популярно в соцсетях