В законах важно избежать мелкотемья

Неделя Федерального собрания

Владимир Плигин о приоритетных законах осенней сессии

О сенняя сессия Государственной Думы началась с подготовки, обсуждения и согласования новых законопроектов в комитетах и комиссиях палаты. О том, какие из них будут приоритетными, обозревателю «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

- Ваш комитет уже не первый год оказывается в числе первых по числу проходящих через него законов. Вы удержите планку и на этот раз?

- Сейчас у нас на рассмотрении находятся 236 законопроектов, и я допускаю, что с началом работы Госдумы это количество ещё увеличится. В общей сложности оно может составить 260 законопроектов. Все они крайне важны для государства и гражданского общества.

- А какие из законопроектов вы отнесли бы к разряду фундаментальных?

- Изменения в закон о деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. Документ этот регулирует взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема их защиты продолжает волновать общество. К сожалению, их права нередко нарушаются, и потому исправление этой ситуации относится даже не столько к юридической области, сколько к нравственной, затрагивающей всё общество.

Будет продолжена работа над совершенствованием судебной системы. Основной пакет законов, в том числе изменения в федеральные конституционные законы и поправки в Конституцию, уже принят, однако ещё предстоит внести уточнения, которые касаются, например, компетенции военных судов, исчисления стажа судебной работы и так далее. Ещё одна проблема - снижение нагрузки на судей. На какое-то время она была практически решена. Однако сегодня вновь принятые акты возложили на суды дополнительные функции - и нагрузка снова возросла. Особенно это касается мировых судей. В правовом регулировании этого института вообще довольно много нерешённых вопросов. Достаточно напомнить, что в недавно воссоединённых субъектах - в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе - мировых судей вообще не существовало. Также на первое заседание Госдумы уже вынесены законопроекты об увеличении численности мировых судей в других субъектах РФ (см. инфографику).

В Минюсте готовятся поправки об адвокатском запросе. Запрос - важнейший инструмент, позволяющий наиболее полно реализовывать 48-ю статью Конституции о квалифицированной юридической помощи. Ведь она зависит не только от степени компетентности адвоката, но и от его возможности получения информации. И такая возможность в случае принятия документа адвокатам будет предоставлена.

В центре внимания законодателей останутся и проблемы миграции. Это связано как с внутриукраинским кризисом, так и с процессами, идущими на постсоветском пространстве. Законодательный блок уже пополнился двадцатью недавно принятыми правовыми актами. Многие острые вопросы уже получили своё решение. Например, с 1 сентября начал работать так называемый закон о «резиновых» квартирах.

Но ставить точку в решении миграционных проблем пока рано. Ситуация на Украине и поток беженцев уже поставили нас перед необходимостью менять базовые законы, чтобы создать дополнительные возможности получения российского гражданства людям, пострадавшим от войны.

- Идёт избирательная кампания. Количество партий-участниц возросло. И, как водится, уже звучат голоса, призывающие менять законодательство…

- Серьёзных изменений в связи с выборами 14 сентября мы не ждём. Важно понимать, что комплекс избирательного законодательства в основном сформирован. Вместе с тем в портфеле комитета есть около 20 предложений по совершенствованию системы выборов. Некоторые из них заслуживают обсуждения, но всё же, внося изменения, следует помнить о том, что для избирательного законодательства прежде всего важна стабильность.

- Сейчас активно обновляется Кодекс об административных правонарушениях. Санкции, или попросту штрафы, вызывают всё больше недовольства у граждан. Вот, например, ситуация, когда камера на дороге фиксирует нарушение, а гражданин о наложенном взыскании даже не догадывается.

- Этот вопрос заслуживает обсуждения. И оно сейчас идёт. Что касается протестов против самих фиксирующих камер, то они вряд ли состоятельны. Камеры являются системой объективного контроля, и их применение свидетельствует о нашем движении к гражданскому открытому обществу. Камеру не обманешь, просто не надо нарушать. Другое дело, что система информирования граждан о штрафах в случаях фотофиксации пока работает плохо. И здесь такая мера, как арест, справедливо вызывает вопросы. Так что проблему будем решать, взвесив все за и против.

- Отчёт о состоянии законодательства стал важной вехой работы Госдумы в прошлом году. Увидим ли мы в этом году новый отчёт?

- Да, такая работа уже ведётся. Вместе с тем хотелось бы отметить, что ряд рекомендаций, которые содержались в предыдущем отчёте, мы пока не сумели внедрить в практику работы Госдумы. Речь идёт о выводах, говорящих об особом статусе и ценности федерального закона. Он должен регулировать вопросы соответствующего уровня и масштаба, а не скатываться в мелкотемье, в противном случае, и это неоднократно подчёркивал председатель Госдумы Сергей Нарышкин, наступает девальвация самого закона. Поэтому в отчёте этого года многие выводы мы повторим с более жёсткой формулировкой. 

Просмотров 474