Тоннель дружбы в афганском Гиндукуше

История | Время и люди

За последние годы мы привыкли: если Афганистан - значит, война и наркотики, разруха и жертвы. Да, это так, но есть и другой Афганистан - бурный, развивающийся, благодарный. На днях оттуда вернулась группа российских ветеранов, которая проехала полстраны - от Кабула до Мазари-Шарифа, Меймене и обратно, побывала в Герате, заглянула в Джелалабад, посетила усыпальницу национального героя Афганистана Ахмад Шаха Масуда в Панджшере.

В один из дней едем через перевал Саланг. Именно здесь 50 лет назад, в сентябре 1964 года, советские специалисты построили дорогу и открыли движение через неприступный Гиндукуш.

Причём построить шоссе было мало, самое главное - тоннель на границе вечных снегов. Афганцы предлагали реализовать этот проект американцам, немцам, итальянцам, французам, но те потребовали обеспечить комфортные отели с барами, бассейнами, теннисными кортами. Реализовать проект согласились наши специалисты.

8 апреля 1958 года между Советским Союзом и Королевским Правительством Афганистана был подписан контракт о строительстве автогужевой дороги через горный хребет Гиндукуш. И через 6 лет, 2 сентября 1964 года, стороны приняли акт приёмки в постоянную эксплуатацию автомобильной дороги Джабель-ус-Сарадж - Доши. Основными производителями работ стали московские метростроевцы, обучившие своему мастерству сотни афганцев. В первые годы строительством руководил В. Федоров, главными инженерами северного и южного порталов были В. Иванников и Г. Овчаренко, главным механиком Н. Картавец, маркшейдерами В. Копылов и В. Соловьёв, взрывником Д. Гродский, бригадирами П. Ратников, М. Родин. К сожалению, в этой статье всех наших специалистов перечислить не удастся. Король Афганистана Захир Шах, не раз приезжавший на стройку, оценил объект на «отлично» и вручил многим нашим специалистам афганские ордена.

Кто-то может подумать, что разрыв по времени слишком долгий, но он вместил всё - изучение геоподосновы, разбивку маршрута, разработку проекта, подбор специалистов, изготовление уникальной технологии и многое, многое другое. Сами работы тоже велись в тяжелейших, а порой и опасных условиях. Достаточно сказать, что на Саланге зима длится девять месяцев, сильнейшие морозы, постоянные ветры, снегу наметает по 3-4 метра, лавины сносят тягачи и автобусы вместе с людьми, как спичечные коробки, высота 3400 метров, но многие работы приходилось вести на высоте 5600 метров, кислородное голодание. В таких условиях могли работать только «шурави». К сожалению, не обошлось без несчастных случаев. Первым погиб взрывник Николай Урдин, весёлый, жизнерадостный парень, замечательный отец и муж. После него Саланг забрал жизни ещё семи метростроевцев.

Пробивка тоннеля шла буровзрывным способом, порода - с сильными трещинами, обводнённый гранит, с постоянной угрозой обвала. В месяц удавалось продвигаться максимум на 95 метров. В итоге общая длина тоннеля составила 2,7 км, с подходной галереей на южном участке - 3,6 км, на особо лавиноопасных участках возведено ещё около 12 км галерей.

Любопытная деталь. При прокладке трассы метростроители нашли несколько старых геодезических знаков. Судя по-всему, их установили немецкие специалисты ещё в конце 30-х годов. Тогда генеральный штаб вермахта готовил восстание пуштунских племён против англичан и бывших басмачей против Советского Союза. При прорыве немецких дивизий через Кавказские горы они должны были пройти через подготовленную таким образом территорию Афганистана в Индию. Но это отдельная история.

До 1973 года тоннель на Саланге считался самым высокогорным в мире, был внесён в Книгу рекордов Гиннесса. В 1983 году без остановки грузопотока в сооружении началась генеральная реконструкция, была установлена новая дизель-электростанция, заменены все кабели, смонтирована мощная система вентиляции, установлены камеры наблюдения, пожарная сигнализация, телефонная связь и так далее. В результате пропускная способность тоннеля заметно увеличилась - например, в середине июля в один из дней за световой день здесь прошло 2700 машин.

В 1997 году по приказу Ахмад Шаха Масуда южный портал и несколько пролётов в середине тоннеля были взорваны, чтобы предотвратить продвижение боевиков Талибана на север страны. В конце 2001 года специалисты российского МЧС расчистили завалы - и движение восстановилось. После этого тоннель пытались отремонтировать французы, турки, кто-то ещё, но «качество» работ было таким, что из-за глубокой колейности многотонные фуры падали набок (наблюдал это лично).

Теперь афганцы снова ждут специалистов из России, чтобы вдохнуть в знаменитый тоннель новую жизнь. Кто знает, в последние годы американцы негласно, но активно противодействовали появлению российского бизнеса в Афганистане. С их уходом ситуация может поменяться в нашу пользу, хорошо бы ею грамотно воспользоваться.

Кабул - Саланг - Мазари-Шариф

сентябрь 2014

Просмотров 1203