Экономикой не бухгалтеры управляют
Обсуждаем законопроект
Страх, что бюджет разворуют, не должен сдерживать развитие промышленности
Госдума рассматривает новый законопроект о промышленной политике. О его плюсах и минусах рассуждает председатель совета директоров завода «Звезда» Павел ПЛАВНИК.
Припев один — «дайте денег»
Завод «Звезда» — один из флагманов советской, а теперь и российской оборонки. На дизелях, которые здесь выпускают, ходят корабли, ездят поезда и прочая техника, в том числе военная. А сейчас ещё собираются изготавливать судовые редукторы: раньше наши корабелы получали их с украинского завода в Николаеве. Теперь приходится делать их в России — Минпромторг уже выделил «Звезде» на организацию этого производства два миллиарда рублей.
Если бы не явно запущенная полупустая территория и неказистые строения, можно было бы сказать, что дела на заводе идут не столь уж плохо: госзаказы есть.
- Трудности наши типичны, и в тысячный раз рассказывать об устаревшем оборудовании машиностроительных предприятий не хочется, — вздохнул Павел Плавник. — Так же, как и о скорости внедрения технологий, о низком уровне кооперационных взаимосвязей, что приводит к натурализации производства. Можно говорить и о кадровом разрыве, возникшем в девяностые годы, о тарифах, налогах, кредитных ставках — в этой песне много куплетов с известным припевом «как тяжело» и рефреном «дайте денег».
- Считается, что рынок со временем всё расставит по своим местам. Разве не так?
- Это упрощённый либеральный подход к экономике. Почему-то здесь мы не рассуждаем упрощённо, что пусть выживет и разовьётся тот, кто способен, а слабый — нет. Если мы хотим получить хороший результат в перспективе, то об этом надо думать и тратить силы.
Аутсорсинговая революция
— Нам всем нужно переоценить взаимоотношения наших финансистов и экономистов, — уверен Павел Плавник. — Больше полномочий нужно дать экономистам. Понятно, что страхи, связанные с разворовыванием бюджета, существуют и никуда не денутся, но эти страхи ни в коем случае не должны сдерживать агрессивное развитие экономики и вкладывание денег в развитие промышленности.Нужны и информационное обеспечение этих процессов, и подготовка профессионалов. Не обойтись без организации взаимодействия между предприятиями, чтобы эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы — здесь должна пройти реальная кооперационная или аутсорсинговая революция в промышленности. Принудительно надо это вводить, независимо от форм собственности предприятия, отраслей и прочих отличий.
- Какой здесь должна быть помощь государства?
- Должна быть поставлена задача, заявлена её приоритетность. А дальше начинаются действия. Например, в Петербурге сейчас затраты на промышленность меньше, чем затраты на формирование гражданского духа, патриотизма. Это показывает значимость этой проблемы. Если будет СЛОВО, то мы сразу увидим изменения в распределении бюджетов всех уровней, в задачах, которые ставятся перед органами власти — муниципальными, районными, центральными. Пока перед ними вопросы, связанные с индустриализацией, не стоят. Нужны финансовые, налоговые, организационные рычаги. Требуется создание институтов поддержки промышленности, прежде всего информационной. Потому что сегодня мы, к сожалению, дезориентированы: часто два завода покупают за рубежом два абсолютно одинаковых станка, в результате они работают на треть своей мощности. Нужны организация трансферных технологий, специализация научного труда, миграционных потоков. Да много всего: организация труда, инфраструктурного обеспечения, энергетика, дороги и так далее.
- И деньги?
- От них не уйти, необходима структура, которая гарантированно позволит развивать промышленность на долгосрочной основе, повысит горизонт планирования, в том числе и с использованием кредитных ресурсов. Ведь сегодня привлечь в банках «длинные деньги» под приемлемые проценты и разумное обеспечение практически невозможно.
Дизайнерский подход
— Прочитав закон о промышленной политике, который внесён в Госдуму, у меня возникла аналогия с люстрой в квартире, — воспользовался аллегорией Павел Плавник. — Неолиберальные подходы, которые превалировали в управлении нашей страной двадцать лет, похожи на некоторые дизайнерские идеи, по которым люстра в квартире не нужна: мы должны жить по солнцу — днём, когда светло, мы двигаемся, ночью спим. Появление закона — это появление «люстры»: наконец-то мы возвращаемся к некоторым типовым общим правилам.Но, к сожалению, сама по себе «люстра» не обеспечит решение функциональных задач, поскольку в ней должно быть достаточно лампочек, они должны быть вкручены, они должны работать и их мощности должно хватать для освещения всего помещения.
- Законопроект вам понравился?
- Местами он напоминает работу всё тех же дизайнеров над красотой и изяществом этой люстры. А мне, как инженеру, хотелось бы видеть функциональность и эффективность норм, прописанных в документе. Изыски меня настораживают. Например, есть раздел «Основные принципы промышленной политики в РФ». И какой принцип там прописан первым? Читаю: «Обусловленность применения мер стимулирования достижением целевых показателей и индикаторов, установленных документами государственного стратегического планирования и государственными программами, принимаемыми в целях стимулирования промышленного производства». Вы что-то поняли? Такое ощущение, что людям нечего делать, они занимаются разрисовыванием клеточек. Правда, есть другие статьи, которые писали, видимо, другие люди, потому что там всё конкретно и ясно. Жаль, что они не стоят первыми.
И о хорошем. Прописана норма, связанная с ежегодным федеральным докладом. То есть даётся анализ состояния промышлености, показываются «больные» места, основные проблемы, тенденции. Если такие федеральные доклады появятся, это повысит понимание и, соответственно, эффективность развития индустрии в целом.
Ещё одна хорошая идея — создание единой информационной системы. Правда, смущает её описание. Если систему сделают такой, как сказано в законе, то прикладной пользы от неё будет мало по сравнению с затратами на её создание, сопровождение и поддержание. Её основной задачей должно быть прагматичное, конкретное использование информации предприятиями при планировании своей хозяйственной деятельности. Тогда мы получим не плоское поле разношёрстных предприятий, параллельно решающих одинаковые задачи, а многослойную систему взаимосвязанных производств, использующих все имеющиеся ресурсы за счёт организационного взаимодействия между собой. Причём независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности и даже с учётом лёгкости современной логистики, территориального расположения.