Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Экономикой не бухгалтеры управляют

Обсуждаем законопроект

04.09.2014 15:23

Страх, что бюджет разворуют, не должен сдерживать развитие промышленности

Госдума рассматривает новый законопроект о промышленной политике. О его плюсах и минусах рассуждает председатель совета директоров завода «Звезда» Павел ПЛАВНИК.

Припев один — «дайте денег»

Завод «Звезда» — один из флагманов советской, а теперь и российской оборонки. На дизелях, которые здесь выпускают, ходят корабли, ездят поезда и прочая техника, в том числе военная. А сейчас ещё собираются изготавливать судовые редукторы: раньше наши корабелы получали их с украинского завода в Николаеве. Теперь приходится делать их в России — Минпромторг уже выделил «Звезде» на организацию этого производства два миллиарда рублей.

Если бы не явно запущенная полупустая территория и неказистые строения, можно было бы сказать, что дела на заводе идут не столь уж плохо: госзаказы есть.

- Трудности наши типичны, и в тысячный раз рассказывать об устаревшем оборудовании машиностроительных предприятий не хочется, — вздохнул Павел Плавник. — Так же, как и о скорости внедрения технологий, о низком уровне кооперационных взаимосвязей, что приводит к натурализации производства. Можно говорить и о кадровом разрыве, возникшем в девяностые годы, о тарифах, налогах, кредитных ставках — в этой песне много куплетов с известным припевом «как тяжело» и рефреном «дайте денег».

- Считается, что рынок со временем всё расставит по своим местам. Разве не так?

- Это упрощённый либеральный подход к экономике. Почему-то здесь мы не рассуждаем упрощённо, что пусть выживет и разовьётся тот, кто способен, а слабый — нет. Если мы хотим получить хороший результат в перспективе, то об этом надо думать и тратить силы.

Аутсорсинговая революция

— Нам всем нужно переоценить взаимоотношения наших финансистов и экономистов, — уверен Павел Плавник. — Больше полномочий нужно дать экономистам. Понятно, что страхи, связанные с разворовыванием бюджета, существуют и никуда не денутся, но эти страхи ни в коем случае не должны сдерживать агрессивное развитие экономики и вкладывание денег в развитие промышленности.

Нужны и информационное обеспечение этих процессов, и подготовка профессионалов. Не обойтись без организации взаимодействия между предприятиями, чтобы эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы — здесь должна пройти реальная кооперационная или аутсорсинговая революция в промышленности. Принудительно надо это вводить, независимо от форм собственности предприятия, отраслей и прочих отличий.

- Какой здесь должна быть помощь государства?

- Должна быть поставлена задача, заявлена её приоритетность. А дальше начинаются действия. Например, в Петербурге сейчас затраты на промышленность меньше, чем затраты на формирование гражданского духа, патриотизма. Это показывает значимость этой проблемы. Если будет СЛОВО, то мы сразу увидим изменения в распределении бюджетов всех уровней, в задачах, которые ставятся перед органами власти — муниципальными, районными, центральными. Пока перед ними вопросы, связанные с индустриализацией, не стоят. Нужны финансовые, налоговые, организационные рычаги. Требуется создание институтов поддержки промышленности, преж­де всего информационной. Потому что сегодня мы, к сожалению, дез­ориентированы: часто два завода покупают за рубежом два абсолютно одинаковых станка, в результате они работают на треть своей мощности. Нужны организация трансферных технологий, специализация научного труда, миграционных потоков. Да много всего: организация труда, инфраструктурного обеспечения, энергетика, дороги и так далее.

- И деньги?

- От них не уйти, необходима структура, которая гарантированно позволит развивать промышленность на долгосрочной основе, повысит горизонт планирования, в том числе и с использованием кредитных ресурсов. Ведь сегодня привлечь в банках «длинные деньги» под приемлемые проценты и разумное обеспечение практически невозможно.

Дизайнерский подход

— Прочитав закон о промышленной политике, который внесён в Госдуму, у меня возникла аналогия с люстрой в квартире, — воспользовался аллегорией Павел Плавник. — Неолиберальные подходы, которые превалировали в управлении нашей страной двадцать лет, похожи на некоторые дизайнерские идеи, по которым люстра в квартире не нужна: мы должны жить по солнцу — днём, когда светло, мы двигаемся, ночью спим. Появление закона — это появление «люстры»: наконец-то мы возвращаемся к некоторым типовым общим правилам.

Но, к сожалению, сама по себе «люстра» не обеспечит решение функциональных задач, поскольку в ней должно быть достаточно лампочек, они должны быть вкручены, они должны работать и их мощности должно хватать для освещения всего помещения.

- Законопроект вам понравился?

- Местами он напоминает работу всё тех же дизайнеров над красотой и изя­ществом этой люстры. А мне, как инженеру, хотелось бы видеть функциональность и эффективность норм, прописанных в документе. Изыски меня настораживают. Например, есть раздел «Основные принципы промышленной политики в РФ». И какой принцип там прописан первым? Читаю: «Обусловленность применения мер стимулирования достижением целевых показателей и индикаторов, установленных документами государственного стратегического планирования и государственными программами, принимаемыми в целях стимулирования промышленного производства». Вы что-то поняли? Такое ощущение, что людям нечего делать, они занимаются разрисовыванием клеточек. Правда, есть другие статьи, которые писали, видимо, другие люди, потому что там всё конкретно и ясно. Жаль, что они не стоят первыми.

И о хорошем. Прописана норма, связанная с ежегодным федеральным докладом. То есть даётся анализ состояния промышлености, показываются «больные» места, основные проблемы, тенденции. Если такие федеральные доклады появятся, это повысит понимание и, соответственно, эффективность развития индустрии в целом.

Ещё одна хорошая идея — создание единой информационной системы. Правда, смущает её описание. Если систему сделают такой, как сказано в законе, то прикладной пользы от неё будет мало по сравнению с затратами на её создание, сопровождение и поддержание. Её основной задачей должно быть прагматичное, конкретное использование информации предприятиями при планировании своей хозяйственной деятельности. Тогда мы получим не плоское поле разношёрстных предприятий, параллельно решающих одинаковые задачи, а многослойную систему взаимосвязанных производств, использующих все имеющиеся ресурсы за счёт организационного взаимодействия между собой. Причём независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности и даже с учётом лёгкости современной логистики, территориального расположения.

Расходы бывают разные

— К сожалению, в законе присутствуют бухгалтерские, финансистские закладки, — продолжил листать законопроект Павел Плавник. — Если экономический подход ориентирован на развитие и ради него допускает определённые потери, то финансовый строго нацелен на доход. Но наличие неэффективных расходов ни в коем случае не должно сдерживать сам факт вложений в развитие экономики. По­этому в законе смущает жёсткий консервативный подход, подразумевающий сдерживание из-за испуга разворовывания денежных средств. C юридической точки зрения закон сразу прописывает возможность наказывать. Это бухгалтерский, банковский принцип, не экономический.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 594