Деньги против пробок

Северо-запад

В Петербурге 10 сентября появится первая платная парковка. Правда, раскошеливаться водителям пока не придётся: до утверждения тарифов она поработает в демонстрационном режиме.

Минус 15 процентов

Похоже, чиновники петербургского Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) решили поставить эксперимент на себе. Ведь первая платная городская парковка откроется прямо под их окнами, на Караванной улице. Там идут последние приготовления: наносится разметка, устанавливаются паркоматы, информационные щиты и табло. Через неделю всё должно быть готово.

Право вводить плату за парковку автотранспорта федеральное законодательство дало городским администрациям ещё в 2011 году. Тогда же был принят и соответствующий закон Санкт-Петербурга. Однако до реализации непопулярного решения дошло только сейчас.

В Смольном озвучили главную цель введения платных парковок: уменьшение количества автомобилей в центре города и, соответственно, борьба с пробками. Они кивают на московский опыт: когда в прошлом году жители столицы начали отдавать деньги за стоянку, трафик сразу уменьшился на 15 процентов. Того же эффекта ждут и в Питере. Получается, первыми, кто должен пересесть с личных авто на общественный транспорт, станут сотрудники КРТИ, а вместе с ними и чиновники из расположенного в том же здании Комитета по благоустройству.

Пока без денег

Когда водители начнут реально платить за стоянку, неизвестно: тарифы ещё не утверждены. И парковка пока поработает в демонстрационном режиме. То есть автолюбителям, чтобы привыкли, придётся совершать все предписанные действия по оплате, но деньги с их счетов списываться не будут.

- Оборудование демонстрационной зоны будет работать в режиме симуляции, без необходимости оплаты стоянки, — пояснили в КРТИ. — В то же время информационная система, показывающая количество занятых и свободных парковочных мест, будет функционировать в полном объёме.

До 2006 года в Петербурге уже существовали платные парковки. Тогда деньги с автомобилистов собирали ушлые мужички — иногда в спецодежде, иногда без оной. Иногда они давали квитанцию, иногда нет. Куда шли заработанные деньги, большая часть которых была неучтённой, неизвестно. Теперь же «живой силы» для взимания платы не предусмотрено — всё будет происходить автоматизированно. Способов оплаты четыре: СМС на короткий номер 3116 с номером машины и временем предполагаемой стоянки, либо через личный кабинет на сайте park.spb.ru, либо через мобильное приложение «Парковки», либо по старинке с помощью паркомата — наличными деньгами, кредитной картой или картой «Подорожник». Заплатить нужно в течение 15 минут после парковки, убрать автомобиль — не позже чем через десять минут после окончания оплаченного времени. Всё это написано на информационных щитах, развешанных над тротуаром.

Дальше — больше

Пока система не заработала, оценить её достоинства и недостатки можно лишь теоретически. На первый взгляд всё сделано для удобства автомобилистов: электронные табло показывают, сколько свободных мест имеется на стоянке. Ту же информацию можно получить и через мобильное приложение, причём по любой парковке, так что можно выбрать, где не так забито, а гаджет тут же построит маршрут туда с учётом пробок. В будущем, когда начнут брать деньги, система возвратит остаток, если водитель решит уехать раньше, чем кончится оплаченное время: для этого нужно будет отправить соответствующую СМС.

А вот сколько придётся платить водителям за право оставить авто на парковке, пока точно сказать не могут нигде: расценки сейчас высчитывает городской Комитет по тарифам. Ориентировочно стоимость составит 50 рублей в час. При этом жителям домов, расположенных рядом со стоянкой, оформят годовые абонементы по льготным ставкам.

Всего в платной зоне предусмотрено 114 парковочных мест: кроме Караванной улицы, паркоматы появятся и на Итальянской от Фонтанки до Манежной площади. Следить за зайцами, которые попытаются поставить машину бесплатно, призваны автомобили, оборудованные камерами видео­фиксации. Не реже раза в 15 минут они будут объезжать подведомственное пространство и снимать на камеру автонарушителей. А потом по почте им придут штрафы.

Ещё около четырёх тысяч платных машиномест появится в Петербурге со следующего года: 28 улиц на пространстве между Кирочной улицей, Невским, Лиговским и Литейным проспектами тоже оборудуют паркоматами. Всего же в планах города создать 21 тысячу платных мест для стоянок в четырёх районах — Адмиралтейском, Центральном, Петроградском и Василеостровском.

а как у них?

В центре Москвы платные парковки появились в 2012 году. Оплатить их можно с помощью паркоматов и СМС. Второй способ показался жителям столицы более удобным — практически все пользуются телефонами. Первое возмущение, связанное с необходимостью расставаться с 50 рублями в час, быстро сошло на нет: внутри Садового кольца вдруг появились свободные места для стоянки, чего в Первопрестольной не наб­людалось уже лет двадцать.В Финляндии большая часть стоянок вдоль тротуаров платная. Хотя при должном упорстве можно найти и бесплатные. Стоимость разнится: в центре Хельсинки, например, она составляет четыре евро в час, ближе к окраинам — два евро. И платить надо не всегда. Как правило, деньги берут только в рабочее время: по будням с 8:00 до 18:00, по субботам — с 8:00 до 15:00. В любое другое время парковка бесплатная.В швейцарской Женеве три типа парковок, каждый обозначен полосой вдоль тротуара. Если полоса синяя, там можно бесплатно ставить машину только жителям данного района — у них под лобовым стеклом есть специальный талон. Все остальные могут оставить там своё авто не более чем на час. Белая полоса означает, что платить должны все. Паркоматы берут от двух до шести франков в час в зависимости от места. На белом прямоугольнике с нарисованными диагоналями можно ставить только спецтранспорт. Так обозначаются, например, места для машин, доставляющих товары в магазины, или зоны для разгрузки автомобилей почтовой службы. Если же вдоль тротуара никаких полос и рисунков нет, всем можно стоять бесплатно. Правда, в центре Женевы таких участков почти нет.

Просмотров 619