Из «Лабиринта» выхода нет?

Первая полоса

Население небольшого города - почти 100 тысяч человек - осталось в этом году либо без отпуска, либо с отпуском испорченным.

Одна из ста

За последние семь дней о приостановке своей деятельности заявили несколько фирм, ориентированных на выездной туризм. В том числе и такая крупная и популярная (по итогам 2013 года четвёртое место в рейтинге российских туроператоров по количеству запросов в «Яндексе»), как «Лабиринт». И это ещё не предел. «Туропад», судя по всему, и не думает заканчиваться.«Мы отдали «Лабиринту» деньги за наше проживание, авиабилеты и визы три недели назад, - рассказала «Парламентской газете» одна из пострадавших. - И только вчера, 7 августа, получили обратно документы… с пустыми страницами. Никакого шенгена там и в помине нет. Хотя на сайте в «личном кабинете» было написано: паспорта сданы в посольство ещё 31 июля. То есть в ту пятницу, когда вечером, по окончании рабочего дня и неожиданно для всех, авиакомпания «Оренбургские авиалинии» объявила об отмене 36 рейсов. То, что наши паспорта в посольство никто и не думал отдавать, означает: руководство фирмы ещё до официального объявления о своём банкротстве знало, что оно будет. И всё равно продолжало продавать туры! Что это, как не мошенничество?»

На этот вопрос неотдохнувшей пострадавшей готов ответить Следственный комитет России, возбудивший вчера, 7 августа, пять уголовных дел о мошенничестве по фактам незаконных финансовых операций. На имущество этих фирм может быть наложен арест для возмещения ущерба клиентам. И - самое главное - следствие намерено дать правовую оценку действиям или бездействию чиновников, контролирующих туристическую сферу.

Перейти через порог

Вполне возможно, что после оценки следствия будут получены ответы и на другие, пока что риторические, вопросы. Как незначительные: зачем авиакомпания продолжала возить пассажиров, накапливая задолженность? Почему потребовала оплату именно в разгар сезона? Каким образом страховая компания «Восхождение», которая ещё не рассчиталась с клиентами «Невы», осталась и страховщиком «Лабиринта»? Так и главные: знал ли Ростуризм о возможных проблемах? И что вообще происходит с туротраслью в России?В России не существует механизма контроля за финансовым состоянием туристических компаний, нет даже требований к их организационно-правовой форме. Туры стоимостью несколько десятков тысяч рублей могут продавать даже индивидуальные предприниматели. Ростуризм лишь ведёт единый реестр туроператоров, из-за недостатка полномочий ведомства они ему неподотчётны. Несколько лет назад его даже хотели сократить за ненадобностью. Но в свете последних событий министр культуры Владимир Мединский, чьё ведомство курирует туризм, выступил с инициативой отдать Ростуризму роль регулятора на рынке.

А ещё он считает необходимым повысить порог вхождения операторов на туристический рынок, увеличив их взносы в межотраслевой фонд «Турпомощь», созданный для поддержки туристов, ставших жертвой несостоятельности своего туропертора. И внедрить в законодательство требования по официальному раскрытию информации о собственниках, а также систему обязательного лицензирования туркомпаний и банковскую гарантию для крупных операторов.

МММ при выезде

Естественно, эти радикальные предложения положительного отклика у туроператоров не нашли. Увеличение финансовой нагрузки на туроператоров «приведёт к фактической зачистке рынка, что убьёт на нём конкуренцию и сильно повысит стоимость туров у оставшихся монополистов», считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Единственно правильное решение - страхование каждого проданного тура. «При покупке туристу сразу выписывается страховка от его неисполнения со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто застрял за границей», - уверен член наблюдательного совета объединения «Турпомощь» Алексей Цыганов. Кто будет платить за дополнительную страховку, он не уточнил. Но, скорее всего, опять дорогие россияне.Туроператор, как правило, заранее выкупает билеты в самолётах, номера в гостиницах и так далее. Для этого ему нужны деньги, которые можно занять в банке под процент или взять их у клиентов без процентов. Подавляющее большинство компаний использует второй метод. И на деле получается, что человек, оплативший свою путёвку, покрывает тур того, кто улетает раньше

него.

Такой способ схож с принципом финансовой пирамиды. И когда ситуация в экономике стабильная, приток клиентов постоянный, принцип «плати за того парня» работает без сбоев. В этом же сезоне, как оправдываются туроператоры, всё было против них. Из-за сложившейся политической ситуации и роста курса валюты народ задумался: надо ли тратить деньги на поездки? А ещё за границу запретили или настоятельно не рекомендовали ездить представителям силовых ведомств - они, как оказалось, составляют костяк среднего класса, который и заполнял раньше пляжи «всероссийских здравниц» в Болгарии, Греции, Испании…

Сейчас взаимоотношения клиента и туристической фирмы регулируются Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно поправкам, экстренно принятым после банкротства «Ланты-тур» в 2012 году, турист имеет полное право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора. И если туроператор приостановил свою деятельность в связи с банкротством, это как раз страховой случай. Однако в соответствии со статьёй 17.5 этого же закона, если требуемая сумма превышает страховую, то ущерб возмещается пропорционально страховой сумме к сумме средств от всех заявлений на страховую выплату. Иными словами, клиент, потративший на путёвку, скажем, сто тысяч рублей, может вернуть себе в десятки раз меньше.

P.S.6 августа приостановил свою деятельность туроператор «Нордик Стар». Эта, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, «маленькая питерская компания» была исключена из реестра туроператоров за неу­плату страховых взносов ещё 9 июня. Однако никто и ничто не помешало фирме работать на рынке ещё два месяца.

мнения

Михаил Емельянов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

- С юридической точки зрения в туристический бизнес необходимо вводить принцип саморегулирования отрасли. Два года назад мною и моими товарищами были предложены поправки в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», поддерживающие принцип саморегулирования в турбизнесе. Комитет эти поправки первоначально принял, но потом вмешалось Правительство, всё изменили и в результате мы получили ассоциацию «Турпомощь». По большому счёту это всё равно был шаг вперёд по сравнению с тем, что наблюдалось два года назад. Сейчас туристы хотя бы своевременно эвакуируются из-за границы.

Кроме того, остаётся вопрос со страховкой. Сейчас на рынке сложилась ненормальная ситуация. Страховать туристический бизнес страховым компаниям невыгодно. Они стараются всячески уклониться от этого, указывая на то, что у них нет подходящих масштабов деятельности и нет возможности найти перестраховщика. С этой стороны всё тоже должно быть урегулировано и предусмотрено.

В первую же неделю после каникул я надеюсь провести заседание экспертного совета по туризму, на котором будут обсуждаться все вышеназванные вопросы.

Дмитрий Савельев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку:

- На ближайшей сессии я намерен внести на рассмотрение законопроект о поправках в Воздушный кодекс. Суть изменений заключается в том, что авиаперевозчик, организующий чартерный рейс, будет нести ответственность не перед туроператорами, а непосредственно перед пассажирами. В случае невыполнения договора перевозки авиакомпании могут лишиться лицензии. Это позволит исключить ситуации, когда наши граждане не могут вылететь домой из-за неоплаченных операторами билетов. Да, возможно авиакомпании начнут требовать предоплату, но это совершенно нормально для крупных перевозчиков.

Впрочем, на фоне волны банкротств Всероссийский союз страховщиков и Ассоциация туроператоров намерены создать так называемые белые списки компаний на двух рынках - в страховании и туризме, а Ростуризм и Росавиация займутся по поручению вице-премьера Дмитрия Козака выявлением турфирм, у которых есть большие задолженности перед авиаперевозчиками. Это, конечно, не вернёт уже пострадавшим туристам потерянные деньги. И задать правильный ориентир - это только полдела. Поэтому государство в первую очередь должно сформировать новые требования к страховой защите и усилить ответственность туроператоров перед клиентами на законодательном уровне.

Просмотров 360