Китай готов учиться по-русски

Первая полоса

МГУ и Пекинский политех создают международный университет

Кризис нашего высшего образования, о котором долго говорили все, кому не лень, отменяется. Иначе вряд ли представители Поднебесной подписали бы меморандум о создании университета на основе российских образовательных программ. И вряд ли 15 тысяч китайцев (а именно столько планируется набрать студентов на первом этапе) захотели бы в нём учиться.

Во многих странах доступность и качество образования считаются своеобразным «социальным лифтом» и одним из способов борьбы с бедностью. По данным международной Организации экономического сотрудничества и развития первое место в мире по количеству граждан «с дипломами» занимает Россия.

В 2012 году, когда проводилось это масштабное исследование, 54 процента россиян продолжали учёбу после окончания школы. Канада, Израиль, Япония и США расположились, соответственно, на втором, третьем, четвёртом и пятом местах. Но это, увы, не означает, что мы живём лучше, чем они. Потому что правило: человек, у которого есть высшее образование, зарабатывает больше того, у кого его нет, — у нас не работает. Средний специалист по купи-продай зачастую живёт лучше, чем средний врач или инженер, а посредник — лучше, чем научный работник.

Государство, которое тратит бюджетные деньги на образование, пока так и не может до конца определить, кто будет востребован на рынке труда, чему, как и кому учить. Высшее образование у нас стало не просто доступным, а сверхдоступным — плати деньги и получай диплом. А вот качество…

Первые попытки Минобрнауки провести мониторинг вузов и закрыть расплодившиеся в последние годы лавочки по выдаче корочек, натыкаются на ожесточённое сопротивление. И тех, кто сделал образование бизнесом, и самих россиян, которые почему-то считают документ о высшем образовании, полученный неважно в каком институте, сверхценностью. Так, может, прав ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев, который предлагает отменить дипломы государственного образца и ввести дипломы вузов? Тогда не абстрактное государство, а конкретный институт будет нести ответственность перед студентом за качество обучения, а работодатель сможет доверять или не доверять качеству образования работника.

Кстати, выпускникам ещё не открывшегося международного российско-китайского университета работа уже гарантирована. Потенциальные работодатели, во-первых, входят в его оргкомитет и, во-вторых, знают: лучшие российские вузы по-прежнему держат марку.

Каким должен быть университет будущего? Должно ли российское высшее образование стать более прикладным? Самые востребованные и невостребованные у абитуриентов направления подготовки — тематические страницы «Образование» 11-14

Просмотров 364