Пленарное заседание Госдумы

15:16ЦБ предлагает пересмотреть страховую сумму для вкладов среднего бизнеса

15:07Кабмину могут дать право установить правовой режим для создания беспилотного такси

14:59Школы смогут использовать типовые программы обучения

Честность и открытость

Образование

Почему эти два понятия так важны для системы высшего образования, рассказал «Парламентской газете» ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай КРОПАЧЕВ

-Николай Михайлович, раньше рейтингов не было, но всё равно мы понимали, в каком вузе учат качественно, а в каком - не очень. Зачем нужны, на ваш взгляд, официальные рейтинги институтов?

— Раньше наши ощущения были интуитивными и рассчитывать на их точность было невозможно. Что мы могли знать о вузах, в которые не поступали, в которых не учились, если вся информация была закрыта? Вы, например, знали, насколько честным был приём в вузы до появления ЕГЭ?

- Слухи разные ходили. Говорили, что в университет без блата или взяток не поступить.

- Так и было. Именно Единый государственный экзамен, при всех его недостатках, обеспечивает совершенно другой уровень открытости. Конституция гарантирует право на образование. А это подразумевает доступ к высшему образованию в условиях честной конкуренции.

С другой стороны, нужен и справедливый конкурс для преподавателей. Честной ли была система замещения должностей в вузах? Можно ли было принять участие в конкурсе, не получив разрешения своего научного руководителя, заведующего кафедрой, декана или проректора? Нет, конечно.

Я не случайно об этом говорю. Ведь что такое рейтинг? Честная информация о вузе. Она нужна абитуриенту, чтобы он смог выбрать, куда пойти учиться. Преподавателю, учёному, который думает, где работать. И чиновнику, который решает, кому давать финансирование. Например, ректор говорит: «Вся страна знает, что мы самые лучшие, дайте деньги нам!» Чиновник на это ему отвечает: «Давайте посмотрим, какие вы на самом деле». И будет выделять средства в зависимости от того, как этот вуз реально работает. Таким образом, рейтинги дают возможность сделать от начала до конца открытым и честным доступ к образованию и работе, а вузам - к финансовым ресурсам. Но и рейтинг тоже должен быть прозрачным и справедливым.

- Николай Михайлович, Минобрнауки составило рейтинг неэффективных вузов. Вы с ним согласны?

- Я участвовал в комиссии, которая подводила итоги мониторинга вузов в 2014 году. Её работа была прозрачна, критерии оценок известны. Все результаты вывешены на сайте Мин­обрнауки.

Я считаю, что в список неэффективных вузов попали «вузы-фантомы», существующие только формально. Они не ведут ни образовательную, ни научную деятельность. Другое дело, что необходимо проводить мониторинг не только вузов, но и отдельных образовательных программ. Ведь студент хочет получить не диплом вуза, в котором есть и вокал, и дизайн, и физика, и юрис­пруденция, и химия, он поступает на конкретную образовательную программу. Ему важно, какие именно там преподаватели, каково техническое и материальное обеспечение, где и в каких условиях проходит профессиональная практика. Следующий важный шаг: перестать выдавать дипломы государственного образца. Каждый вуз должен отвечать за себя. А диплом государственного образца снимает ответственность с вузов. Становится не важно, какой институт окончил человек. Государство гарантирует, что качество образования едино. Но это же не так! Уровень выпускников разных вузов отличается.

СПбГУ и МГУ выдают собственные дипломы и несут ответственность за знания, умения и навыки, которые получили наши выпускники в стенах альма-матер.

- Хорошо об этом говорить вам или ректору МГУ. А ректор какого-нибудь небольшого провинциального вуза схватится за голову!

- Наверняка многие люди будут против моей идеи, потому что вряд ли хотят, чтобы в их документах о высшем образовании чётко указывалось, чему они учились и какими компетенциями овладели. Они бы хотели «прикрыться» государственным дипломом, который не предоставляет подробные сведения о выпускнике. Но, поверьте, для абитуриентов и работодателей введение собственных дипломов во всех вузах России пойдёт только во благо.

- Как вы считаете, какие профессии будут востребованы через несколько лет?

- Я тоже хочу знать ответ на ваш вопрос, поэтому спрашиваю у практиков - ведущих профессионалов в различных отраслях. Они делают экспертизу всех наших образовательных программ. Практики обязательно входят и в состав учебно-методических комиссий. Что уж говорить о тех именитых людях, которые возглавляют некоторые педагогические коллективы университета. Например, директор института «Высшая школа менеджмента СПбГУ» - Андрей Костин, руководитель Банка ВТБ. Декан физического факультета - Михаил Ковальчук, который и сам является крупнейшим работодателем. Декан факультета искусств - маэстро Гергиев, который, будьте уверены, знает не только то, что сейчас востребовано в области искусства, но и что будет нужно в дальнейшем для развития отрасли, каких выпускников ждут на рынке труда через 5-6 лет.

Только поэтому я смею предположить, что скоро вырастет спрос на специалистов по информационным технологиям, людей, которые работают в таких областях, как компьютерное зрение, самоорганизующиеся системы, робототехника, биомеханика и биоинженерия, когнитивные исследования и искусственный интеллект.

справка

Санкт-Петербургский государственный университет - первый университет, основанный в России указом императора Петра Великого в 1724 году.

В ноябре 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, который присвоил СПбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших высших учебных заведений страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». СПбГУ получил право выдавать дипломы собственного образца с официальной символикой РФ и первым начал обучение по собственным образовательным стандартам. В 2010 году ректором университета стал Николай Кропачёв. Сейчас партнёрами СПбГУ являются свыше 300 высших учебных заведений из более чем 70 стран мира. Сегодня в университете совместно с зарубежными вузами-партнёрами реализуется 19 образовательных программ, а также магистерские программы, обучение по которым проводится на английском языке. В университете развивается уникальный Научный парк, открытый для исследователей всего мира, реализуются конкурентоспособные программы поддержки молодых учёных. Жизнь восьми российских лауреатов Нобелевской премии была связана с Санкт-Петербургским университетом. Всему миру известны такие выпускники университета, как П.А. Столыпин, Б.В. Штюрмер, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Д.А. Медведев, В.В. Путин.

Просмотров 611