Рост цен на газ и нефть себя исчерпал

Экономика

Совсем недавно региональные власти получили возможность создавать особые экономические зоны, и теперь благодаря этому они могут улучшить инвестиционный потенциал и социально-экономическое положение территорий. Начинается создание экономической зоны Крыма. О наиболее типичных проблемах реализации подобных проектов «Парламентской газете» рассказал член Комитета Совета Федерации по экономической политике Николай Власенко.

В поисках точек роста

У меня и некоторых моих коллег накопились наблюдения и о ходе весенней сессии, и вообще о последнем годе работы российских парламентариев. В итоге мы видим некоторую бессистемность законодательства, которое формируется в экономическом блоке. Такое впечатление, что мы выступаем как пожарные: если горит, то только тогда и начинаем тушить. Недавно приняли закон о стратегическом планировании, и надеюсь, что этот документ позволит изменить ситуацию в экономике. К сожалению, мы видим затухание экономического роста, и поэтому Правительству важно сформулировать чёткую концепцию развития экономики на среднесрочную перспективу в новых условиях. Десятилетний рост цен на нефть и газ себя исчерпал. Для дальнейшего развития нужны новые точки роста, но, к сожалению, до сих пор не понятно, за счёт чего будем развивать импорт товаров и услуг, не зависящий от поставок энергоносителей за границу.

Многие эксперты отмечают, что в последние годы сильно увеличилась роль государства в экономике. Доля госкомпаний в ВВП страны уже составляет 70 процентов, и это настораживает, потому что государственный бизнес неповоротливый, имеет много недостатков и ограничений в росте. Когда же создаются государственные «монстры», всегда есть опасность неверно оценить эффективность их работы. Чтобы не было серьёзных перекосов в экономике, нужно заниматься развитием промышленности, малого и среднего бизнеса, и в весеннюю сессию мы приняли для этого несколько очень важных законов. Кстати, авторами некоторых из них стали представители регионального бизнеса.

Результатов можно ожидать и от перехода Правительства на программное целевое планирование, которое заработало около года назад. Благодаря этому появилась возможность оценить реальные результаты выполнения любой федеральной или региональной программы. Не случайно недавно министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что теперь министерство будет оценивать региональных «просителей» денег с точки зрения оценки эффективности выполнения программ развития. Нет результатов — денег не будет.

Регионы получили новые полномочия

На протяжении нескольких лет в Совет Федерации поступали просьбы разрешить региональной власти создавать особые экономические зоны. Теперь такая возможность появилась, причём большая часть полномочий по управлению федеральными зонами передаётся на региональный уровень.

До недавнего времени вся система управления экономическими зонами стягивалась в центр. Этими вопросами занималось агентство по особым экономическим зонам, но из Москвы многого не видно, да и федеральные чиновники не всегда понимали особенности территорий.

Большая особая экономическая зона будет создаваться в Крыму, и здесь нужно учесть опыт других регионов, иначе будут трудности. По опыту работы особой экономической зоны Калининградской области — региона, который я представляю в Совете Федерации, — можно сказать, что на такие проекты влияют две вещи: непостоянство законодательства и изменчивость нормативных актов. На Калининград, например, большое влияние оказывают таможня и пограничная служба, и только один нормативный акт этих ведомств может оказать серьёзное влияние на работу десятков предприятий. Может так случиться, что для Владивостока этот документ подойдёт, а у нас он полностью поменяет правила игры. Чтобы ничего подобного не произошло с Крымом, при разработке нормативных актов теперь нужно будет учитывать особенности новых российских регионов.

Просмотров 503