Социальное государство столкнулось с рынком

Социум

Как лучше поддерживать граждан в кризисной ситуации

В Госдуме начались лекции, на которых парламентарии выяснят, как государство может помочь человеку, семье в непростых жизненных ситуациях. Первую из них прочла вице-спикер Людмила Швецова. В ходе выступления она затронула основные проб­лемы, с которыми сегодня сталкиваются российские семьи.

По данным Института социологии РАН, представления россиян об оптимальной модели госуправления в сфере социальной политики разделились на две группы. 45 процентов опрошенных считают, что государство обязано обеспечивать всем гражданам определённый минимум, а остального каждый может добиться самостоятельно. 41 процент респондентов уверены, что власть должна гарантировать полное равенство всех граждан, в том числе имущественное и правовое. И только два процента опрошенных заявили, что чиновники и законотворцы вообще не имеют права вмешиваться в жизнь населения и каждый человек обязан рассчитывать только на себя. «Таким образом, можно говорить о том, что россияне ждут от государства активной поддержки в социальной сфере», — подчеркнула Людмила Швецова. Но вот насколько эти на­дежды обоснованны?

То, что Россия — социальное государство, зафиксировано в 7-й статье Конституции. В частности, она гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Но ведь «поддерживать» и «охранять» можно по-разному.

«Долгое время государство предоставляло населению широкий спектр социальных услуг — дешёвые детские сады, санаторный отдых, недорогой транспорт, бесплатное здравоохранение. Женщины имели право на декретный отпуск и гарантированную поддержку государства в совмещении семейных обязанностей с учёбой и работой. Однако сейчас мы находимся в очень сложной ситуации, — признала Людмила Швецова. — На первый взгляд все эти принципы закреплены в законах и сегодня, но на практике они часто не исполняются. Дело в том, что модель социального государства у нас сталкивается с другим принципом — диктатом рыночной экономики. А по нему базовый критерий оценки программ государства — это экономическая выгода».

Чётких показателей, по которым можно определить, действительно ли то или иное государство является социальным, пока что не разработано, убеждён председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. «Если бы в каких-то нормативных актах было зафиксировано, к примеру, что социальным можно назвать государство лишь в том случае, если на соцполитику там тратится 50 или 60 процентов госбюджета, — это один вопрос. Однако подобных документов нет. Так что главный критерий, на мой взгляд, это насколько уверенно себя чувствуют наши граждане в любых кризисных ситуациях — заболев, потеряв работу, столкнувшись с распадом семьи и получив статус матери- или отца-одиночки. Действительно ли в этом случае они могут рассчитывать на помощь государства? В нашей стране они могут». По словам сенатора, в России не только разработаны десятки законов, призванных оказывать поддержку гражданину от рождения до смерти, но и ратифицированы все важные международные конвенции, защищающие интересы детей, инвалидов, пенсионеров.

Член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Сенаторова, в свою очередь, подчеркнула: «Другое дело, что в данной ситуации мы должны думать не только о законодательных инициативах, но и уделять больше внимания моральному воспитанию наших сограждан. К примеру, около трёх миллионов отцов в нашей стране не платят детям алиментов. Это очень много, и только лишь законодательным «кнутом» эту цифру не уменьшить».

Просмотров 488