Поддержать гения

2014 - Год культуры

«Парламентская газета» совместно с радиостанцией «Орфей» представляет серию публикаций и цикл передач на радио под общим названием «Культура закона». Главная задача проекта — общественное обсуждение готовящегося закона о культуре. К разговору мы собираемся привлекать творческих людей и законодателей. 

Екатерина Мечетина, пианистка, лауреат международных конкурсов, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, рассказала, что, на её взгляд, важно учитывать, создавая новый закон.

- Сейчас опубликован и активно обсуждается проект Основ государственной культурной политики. Документ станет фундаментом будущего закона о культуре. Над какими разделами Основ вы работали?

- Мне был очень близок раздел о художественном образовании, о русском языке — эта тема важна абсолютно всем. Одна из глав проекта называется «Создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды», в слово «иной» я лично включаю и музыку. Проект сейчас проходит этап общественного обсуждения, и любой человек, владеющий Интернетом, может зайти на сайт obsudiproekt.ru и внести свои дополнения. Нам очень важны конструктивные предложения. И критика, конечно, тоже. Мы совершенно не боимся её и будем рады даже жёстким замечаниям по существу. В конце концов, мы разрабатываем не просто некую бумажку, мы действительно планируем направление развития страны на какое-то количество лет. И это не будет нечто эфемерное, потому что вслед за основами культурной политики Госдума будет принимать соответствующий закон.

- Основы будут документом, декларирующим или определяющим какие-то нормы?

- Скорее концепцией. Проект написан понятным русским языком, не канцеляризмами. Над ним работали члены Совета при Президенте РФ, а также заинтересованные специалисты, у нас не было цели осветить законотворческие моменты — это принципиально разные вещи. Закон уже будет призван на основе нашего документа регулировать какие-то конкретные моменты, в том числе имущественного характера.

- Как считаете, должны ли быть инновации в подходе к художественному образованию?

- Есть разные степени и сферы инноваций. Если появляется новый учебник сольфеджио с применением каких-то новых технологий образования, меня это радует. А если я читаю о том, что есть предложение, чтобы все дети поголовно занимались музыкой, но при этом 95 процентов из них будут учиться на уровне кружка, то меня, как профессионала, это не может не пугать. Если это нововведение будет внедрено, то через 10-15 лет мы столкнёмся с катастрофической нехваткой профессио­нальных кадров, высококлассных специалистов. Практически исчезнет предпрофессиональное образование, а это очень опасная тенденция.

- Профессиональное художественное образование — это очень важно, но вместе с тем поступает много информации о том, что закрываются дома детского творчества, студии, кружки. Проект Основ государственной культурной политики должен защитить именно эти формы, они ведь развивают личность?

- У детей должен быть выбор абсолютно любой. Должны быть и кружки для всех, и элитные учебные заведения. Причём, я уверена, учить музыке нужно с самого раннего возраста. Это не всегда получается. Сейчас в интегрированных учебных заведениях есть какие-то юридические сложности с набором, он ведётся только в первый класс, а дальше — только в девятый. Раньше в центральные музыкальные школы поступали дети из разных городов с того возраста, когда они способны были уже покинуть родительский дом и переехать в интернат. Одарённым детям в регионах, конечно, не могут обеспечить профессионального обучения, такого как в столице. Сейчас преимущество только у тех, кто родился в Москве, потому что только они могут прийти в первый класс ЦМШ. В ближайшее время ситуацию необходимо исправить и сделать равным доступ к профессиональному образованию для всех детей.

Просмотров 365