Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Нужны ли миротворцы на Украине?

Международная жизнь

10.07.2014 19:12

Гражданское население Донецкой и Луганской областей нуждается в защите

Министерство иностранных дел России отрицает возможность проведения какой-либо миротворческой операции на территории Украины с участием российских военнослужащих, заявил 10 июля официальный представитель МИД Александр Лукашевич. Однако полностью исключать появления в зоне военного конфликта некой третьей разделительной силы нельзя. В самом деле, какого уровня должно достигнуть количество жертв с обеих сторон конфликта, да и на сопредельной территории, чтобы международное сообщество решилось на этот шаг?

Так уже было

В современной истории уже был трагический пример непринятия такого решения, когда в ходе гражданской войны в Руанде в 1994 году в результате геноцида погибло свыше миллиона граждан страны. А если бы туда был введён миротворческий контингент, таких жертв удалось бы избежать.

Похожая ситуация ранее сложилась в Камбодже, где в 1975-1979 годах бандитские формирования диктатора Пол Пота планомерно уничтожали сотни тысяч гражданских лиц, кстати, при поддержке США и некоторых стран Запада. Позднее американское руководство признало Пол Пота и его красных кхмеров преступниками, но это не воскресило мёртвых.

Так не пора ли ввести миротворцев на территорию Украины? Основания к этому есть. В случае, если в стране не прекратятся ожесточённые столкновения и беспорядки, а этого не наблюдается, ООН может ввести миротворцев на Украину. Теоретически взять на себя миссию миротворца Россия могла бы. Несколько российских частей просто взяли бы в кольцо охраны крупные города, чтобы обеспечить безопасность мирных жителей. Однако без санкции ООН Россия не может этого сделать. Кроме того, согласно статье 85 Конституции Украины, решение о допуске подразделений вооружённых сил других государств на территорию Украины принимает Верховная рада. Можно не сомневаться, что такое решение принято не будет, если только речь не о войсках НАТО. Во всяком случае, применительно к российским миротворцам ожидать согласия Киева не приходится.

В принципе Совет Безопасности ООН может ввести в страну миротворческие войска, не получив разрешения местных властей, в случае, если в стране нет легитимного правительства. Однако США и их союзники считают, что власти в Киеве вполне легитимны и контро­лируют ситуацию в стране (несмотря на то что финансирующий некоторые украинские вооружённые формирования олигарх Игорь Коломойский публично отказался от выполнения распоряжения президента Петра Порошенко о временном прекращении огня в Донецкой и Луганской областях).

ООН может всё

Тем не менее согласно статье 43 Устава ООН все члены Организации для поддержания международного мира и безопасности обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооружённые силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение определяет численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. Переговоры о заключении соглашения предпринимаются в возможно кратчайший срок по инициативе Совета Безопасности.

Предполагается, что ООН может ввести миротворцев только в случае, если конфликт перерастает в гражданскую войну, а этот факт налицо. Одновременно с введением миротворческих сил может быть создана буферная зона, которая позволяет развести вооружённые формирования противоборствующих сторон. Практикуется также введение зон, свободных от авиационных полётов, для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов с воздуха одним из участников конфликта (правда, практика последних лет показала, что введение бесполётной зоны над Ливией дало возможность осуществлять бомбардировку сил правительства Каддафи и открыто поддержать одну из сторон конфликта).

В качестве миротворческих сил могут использоваться воинские подразделения отдельных государств или во­оружённые формирования Организации Объединённых Наций. Силы ООН представляют собой многонациональные формирования. Такие войска на протяжении многих лет участвуют в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке, на Ближнем Востоке.

Международное право — не указ

Весьма существенно, что для введения миротворцев в страну нужна поддержка данного решения всеми членами Совета Безопасности ООН, однако применительно к Украине рассчитывать на такую поддержку бессмысленно. Правда, как свидетельствует история, некоторые страны могут проводить соответствующие операции и без мандата ООН. США продемонстрировали такой подход в Югославии и Ираке.

С другой стороны, согласно статье 51 Устава ООН допускается право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение на члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. И украинские снаряды, рвущиеся на российской территории вблизи границы, а также ранее имевшиеся случаи вторжения украинской бронетехники на российскую территорию фактически дают право на такую самооборону.

Резюмируя вышесказанное, дать чёткий и однозначный ответ на вопрос, правомерно ли России ввести миротворческие войска на юго-восток Украины, невозможно. И нужно (пора спасать людей), и проблематично (не избежать новых санкций). Хотя это просто чудовищно — не прислать миротворцев, способных предотвратить большое кровопролитие. Но это вопрос к ООН и международному праву, давно уже не обеспечивающему мира на планете.

Справка

Россия в миротворческих операциях

8 марта 1992 года по решению Верховного Совета Российской Федерации 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих.25 июня 1999 года по решению Совета Федерации 3,6 тысячи российских миротворцев были направлены в Косово. К тому времени там уже находились 400 российских военных из числа российского контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок на Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года по приказу Президента РФ. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибли 12 российских миротворцев.7 июня 2000 года Совет Федерации принял решение об отправке в африканскую Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил за время операции было четыре сотрудника МВД России. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.10 декабря 2003 года Совет Федерации одобрил направление 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически их число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 г. — 40 человек в Бурунди, 27 декабря 2005 г. — 133 человек в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана. Миротворческие операции в Либерии и Бурунди продолжаются до сих пор.1 сентября 2008 года Президент РФ подписал Указ «О направлении воинского формирования Вооружённых Сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и Центральноафриканской Республике». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. В декабре 2010 года российские войска, согласно Указу Президента РФ, покинули территорию указанных стран.Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют при себе оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1156