«Мягкая сила» святости

700-летие Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский мог принуждать к миру словом

Политика и духовность — для подавляющего большинства людей сегодня эти понятия во многом друг друга отрицающие. Насколько необходимо современным властям опираться на духовные основы? — об этом рассуждали участники Сергиевских бесед в пресс-центре «Парламентской газеты».

ТВ-«развлекаловка»

Игумен всея Руси — так многие из историков и богословов величают Сергия. Между тем слово «игумен» переводится не только как «настоятель монастыря», но и «строитель», «созидатель». Как заметил известный проповедник, протоиерей Димитрий Смирнов, это определение полностью отвечает тем плодам, которые оставил нам Сергий Радонежский, — во многих уголках Святой Руси по сей день стоят монастыри, основанные учениками святого. «Между тем пример преподобного сегодня в школах не изучается — и это зря. Уверен, если Сергия Радонежского отнять от русского человека, то в русскости он сильно потеряет», — уверен батюшка.

Также убеждён отец Димитрий и в том, что пример святых может быть востребован исключительно на основании православной веры: «Как для кого-то музыка — скучнейший из шумов, так для людей, далёких от Бога, пример преподобного — как нафталин. Такое отношение возможно изменить. Например, мощью государства, с помощью медиаресурсов жителей самой глубинной глубинки можно поднять на огромную высоту духовно-нравственного образования! Только никто этим не занимается, а мы вместо этого используем телевидение для того, чтобы бесконечно развлекать и оглуплять людей. В итоге сегодня в России приходится сталкиваться с людьми, которые даже не слышали имени преподобного Сергия».

Умнее вечных истин?

Очень похоже, что таких людей немало сегодня на Украине. Гражданской войны там наверняка удалось бы избежать, если бы раз в день украинцы вспоминали, кто такой Сергий Радонежский, таково мнение политолога Сергея Михеева. «Увы, к духовному опыту, в том числе русских святых, многие сегодня относятся в лучшем случае как к некой лирике, о которой можно поразмышлять «вечером, когда делать нечего». Такая позиция характеризует не совсем развитых людей, которые почему-то решили, что они умнее вечных истин», — считает он.

Усугубляет ситуацию на Украине и то, что страна давно страдает от церковного раскола. Как отметил Сергей Михеев, отречение от собственной веры ради личной выгоды, сию­минутной «политической целесообразности» стало одним из корней тех болезней, которые сегодня терзают Украину. «В этой ситуации обращение к опыту Сергия Радонежского было бы целительным, но не уверен, что многие из украинских политиков этого хотят. Обращение к святому мешает, например, «делать деньги» на войне и не чувствовать себя подонком», — отметил политолог.

Правда и право

А вот в среде наших политиков к опыту своих святых склонны прислушиваться. Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что это прекрасный пример того, что в политическом словаре определяется как «мягкая сила»: «Как показывает история с нижегородским князем Борисом, Сергий Радонежский мог словом принуждать к миру — люди считали, что через преподобного говорит Сам Господь. Если сейчас мирные выходы из конфликтных ситуаций предлагает конституция государства, то тогда гарантом мира служил духовный авторитет святого. А в случае с благословением Димитрию Донскому — ещё и гарантом консолидации политических сил при внешней угрозе».

Сенатор отметил, что духовные начала необходимо учитывать и в работе законодателя. По словам Андрея Клишаса, право — как отражение добра и справедливости в виде закона — должно соответствовать измерению той правды, которая присутствует в народе. Иначе люди не будут считать необходимым исполнять законы. Поэтому такие документы должны быть максимально приближены к традициям, в том числе и духовным, которые существуют в обществе, к духовно-культурной и национальной идентичности народа.

Участники Сергиевских бесед также обратили внимание на то, что право теряет нравственную основу, когда понятия «цель» и «средство» дезориентируются. Когда цель не защита ребёнка, а построение механизма его защиты, возникает ювенальная юстиция — «самая большая беда», по мнению Андрея Клишаса, западной правовой культуры.

из жития преподобного

В жизнеописании Сергия Радонежского есть два момента, которые показывают, как велико было его «политическое» влияние. Когда рязанский князь Олег задумал напасть на Москву, преподобный пришёл к нему в Рязань, прошагав сотни вёрст. И после кротких слов старца войну с Москвой Олег отменил. А в 1365 году на Москву напасть задумал уже нижегородский князь Борис. Сергий также пришёл к нему, но строптивый князь не внял советам святого. Тогда преподобному пришлось пойти на крайнюю меру — по одному только слову Сергия Радонежского закрылись все храмы и прекратились службы. Только после этого князь смирился и отменил поход. Так во второй раз был спасён будущий победитель битвы на Куликовом поле московский князь Димитрий Донской.

Просмотров 384