«Мягкая сила» святости
700-летие Сергия Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский мог принуждать к миру словом
Политика и духовность — для подавляющего большинства людей сегодня эти понятия во многом друг друга отрицающие. Насколько необходимо современным властям опираться на духовные основы? — об этом рассуждали участники Сергиевских бесед в пресс-центре «Парламентской газеты».
ТВ-«развлекаловка»
Игумен всея Руси — так многие из историков и богословов величают Сергия. Между тем слово «игумен» переводится не только как «настоятель монастыря», но и «строитель», «созидатель». Как заметил известный проповедник, протоиерей Димитрий Смирнов, это определение полностью отвечает тем плодам, которые оставил нам Сергий Радонежский, — во многих уголках Святой Руси по сей день стоят монастыри, основанные учениками святого. «Между тем пример преподобного сегодня в школах не изучается — и это зря. Уверен, если Сергия Радонежского отнять от русского человека, то в русскости он сильно потеряет», — уверен батюшка.Также убеждён отец Димитрий и в том, что пример святых может быть востребован исключительно на основании православной веры: «Как для кого-то музыка — скучнейший из шумов, так для людей, далёких от Бога, пример преподобного — как нафталин. Такое отношение возможно изменить. Например, мощью государства, с помощью медиаресурсов жителей самой глубинной глубинки можно поднять на огромную высоту духовно-нравственного образования! Только никто этим не занимается, а мы вместо этого используем телевидение для того, чтобы бесконечно развлекать и оглуплять людей. В итоге сегодня в России приходится сталкиваться с людьми, которые даже не слышали имени преподобного Сергия».
Умнее вечных истин?
Очень похоже, что таких людей немало сегодня на Украине. Гражданской войны там наверняка удалось бы избежать, если бы раз в день украинцы вспоминали, кто такой Сергий Радонежский, таково мнение политолога Сергея Михеева. «Увы, к духовному опыту, в том числе русских святых, многие сегодня относятся в лучшем случае как к некой лирике, о которой можно поразмышлять «вечером, когда делать нечего». Такая позиция характеризует не совсем развитых людей, которые почему-то решили, что они умнее вечных истин», — считает он.Усугубляет ситуацию на Украине и то, что страна давно страдает от церковного раскола. Как отметил Сергей Михеев, отречение от собственной веры ради личной выгоды, сиюминутной «политической целесообразности» стало одним из корней тех болезней, которые сегодня терзают Украину. «В этой ситуации обращение к опыту Сергия Радонежского было бы целительным, но не уверен, что многие из украинских политиков этого хотят. Обращение к святому мешает, например, «делать деньги» на войне и не чувствовать себя подонком», — отметил политолог.
Правда и право
А вот в среде наших политиков к опыту своих святых склонны прислушиваться. Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что это прекрасный пример того, что в политическом словаре определяется как «мягкая сила»: «Как показывает история с нижегородским князем Борисом, Сергий Радонежский мог словом принуждать к миру — люди считали, что через преподобного говорит Сам Господь. Если сейчас мирные выходы из конфликтных ситуаций предлагает конституция государства, то тогда гарантом мира служил духовный авторитет святого. А в случае с благословением Димитрию Донскому — ещё и гарантом консолидации политических сил при внешней угрозе».Сенатор отметил, что духовные начала необходимо учитывать и в работе законодателя. По словам Андрея Клишаса, право — как отражение добра и справедливости в виде закона — должно соответствовать измерению той правды, которая присутствует в народе. Иначе люди не будут считать необходимым исполнять законы. Поэтому такие документы должны быть максимально приближены к традициям, в том числе и духовным, которые существуют в обществе, к духовно-культурной и национальной идентичности народа.
Участники Сергиевских бесед также обратили внимание на то, что право теряет нравственную основу, когда понятия «цель» и «средство» дезориентируются. Когда цель не защита ребёнка, а построение механизма его защиты, возникает ювенальная юстиция — «самая большая беда», по мнению Андрея Клишаса, западной правовой культуры.