Местной власти нужен стимул для работы

История и современность

Большая часть муниципальных образований России живёт на дотации регионов и не имеет стимулов для развития. Как увеличить доходную часть муниципальных бюджетов и грамотно распределить полномочия, обсудили на заседании Совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы.

Открывая мероприятие, спикер Сергей Нарышкин напомнил, что в этом году отмечается 150-летие земской реформы. В первой половине года были внесены изменения в базовый закон о местном самоуправлении. Первоначальный проект реформы законодательства о местном самоуправлении широко обсуждался на различных площадках, важную роль сыграли мнения экспертного сообщества и представителей муниципальной власти. «Среди главных итогов работы - возможность выбора варианта организации местной власти, - сказал Сергей Нарышкин. - Очевидно, что в такой огромной стране, как Россия, невозможно выстроить регионы под одну гребёнку».

Как поделить полномочия?

В декабре прошлого года в Послании Федеральному Собранию Президент России призвал привести местное самоуправление в соответствие с требованиями времени. Закон о местном самоуправлении, принятый больше десяти лет назад, дал всем муниципалитетам одинаковые полномочия. При этом возможности субъектов Федерации регулировать муниципальные вопросы были сильно ограничены. Сейчас региональная власть стала более зрелой и ответственной поэтому законодатели решили уйти от шаблонов. Председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев отметил, что не так давно был принят закон, устанавливающий двухуровневую систему местного самоуправления, предусматривающий создание внутригородских округов и передающий часть полномочий местной власти на региональный уровень. Какие полномочия будут переданы от муниципалитетов регионам, предстоит уточнить.

«Вопрос в том, как обеспечить наиболее эффективное решение проблем жителей территорий», - рассуждал губернатор Московской области Андрей Воробьёв. В первую очередь это касается образования, здравоохранения, инфраструктуры, транспорта. В Подмосковье 360 муниципалитетов, где живут 7,5 миллиона человек. По словам Андрея Воробьёва, муниципалитетам такого крупного региона сложно регулировать вопрос строительства. Например, в Железнодорожном не хватает ста школ, но там решили строить роддом, несмотря на то что в соседней Балашихе роддом уже есть. Чтобы не превратить область в лоскутное одеяло, полномочия по градостроительству решили передать на региональный уровень, так же как вопросы коммунального комплекса. Но в регионах с меньшей плотностью населения всё может быть иначе. Вопросы, непосредственно связанные с жизнью людей на местах, должны остаться в ведении муниципалитетов. Мэр Хабаровска Александр Соколов считает, что местная власть может контролировать строительство, решать вопросы экологической безопасности, выдавать разрешения на торговлю, заниматься благо­устройством территорий.

Где деньги взять?

В ближайшем будущем предстоит подумать и о финансовом положении муниципалитетов, которые завязли в долгах и не имеют стимулов для развития. Президент поставил задачу, которая сейчас кажется непосильной, - создать сильную, независимую, финансово самостоятельную власть на местах. Но сегодня 90 процентов муниципальных образований еле сводят концы с концами и живут на дотации из вышестоящих бюджетов. Субсидии и субвенции составляют половину местных бюджетов. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежды Максимовой, местный бюджет зависит не от усилий местной власти, а от того, насколько богат регион, который оказывает финансовую помощь. Большая часть полученных средств идёт не на развитие муниципалитета, а на текущие расходы. Между тем надо стимулировать муниципальные образования к развитию. Сделать это предлагают, передав им часть налогов. Муниципальным бюджетам хотят отдать транспортный налог, все налоги от малого бизнеса, два процента от налога на прибыль организаций. Одни только поступления от транспортного налога дадут местным бюджетам ежегодно 67 миллиардов рублей. Надежда Максимова считает, что можно дать муниципалам право вводить местные сборы, например, на пользование природными ресурсами, использование местной символики, на размещение объектов торговли.

Вперёд в прошлое

Сто пятьдесят лет назад, после земской реформы, проведённой Александром II, земства были самостоятельными и сами формировали свою доходную базу. Они собирали налоги на недвижимое имущество, получали деньги за выдачу свидетельств на различные виды деятельности, патенты на торгово-промышленные заведения. Земства имели право облагать население рядом прямых налогов. На всех уровнях власти считают, что сейчас можно использовать этот опыт. Летом депутаты рассмотрят предложения, поступившие от муниципалитетов. А в осеннюю сессию эти инициативы могут стать законами.

выпускники

Красный диплом - лучшим

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин принял участие в церемонии вручения красных дипломов выпускникам Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Глава Госдумы, который является председателем попечительского совета академии, отметил, что вручение дипломов - это рубеж между годами учёбы и самостоятельной жизнью. «Вы забираете с собой лучшее, чему научились, и, конечно, память о замечательных студенческих временах», - сказал он. Академия госслужбы готовит специалистов для двух ключевых сфер - экономики и управления. «Поступив в академию несколько лет назад, вы сделали ответственный выбор, - подчеркнул Сергей Нарышкин, обращаясь к выпускникам. - А сегодня благодаря настойчивости и способностям вы пожинаете плоды в виде диплома с отличием».

В свою очередь, ректор Академии Владимир Мау пожелал выпускникам, чтобы экзамены для них никогда не кончались. «Успеха в жизни достигают те, кто постоянно продолжает сдавать экзамены», - сказал он.

Просмотров 354