Индустрия под крылом закона

Первая помощь

В последний день первого полугодия было объявлено, что Правительство наконец-то завершило работу над проектом закона «О промышленной политике в Российской Федерации» и направляет его в Государственную Думу. Говорим «наконец-то», потому что в обстановке, складывающейся сегодня в экономике и вокруг неё, каждый месяц отсутствия законодательно оформленной государственной позиции в отношении главной сферы хозяйства — промышленности влечёт за собой невосполнимые потери.

Конечно, от появления одного-единственного закона остающиеся сегодня в стране заводы автоматически не выйдут на объёмы производства времён СССР, да ещё и с инновационным содержанием. Требуется много ещё всего, и в первую очередь политическая воля на всех уровнях власти, чтобы российская промышленность хотя бы отчасти соответствовала критериям передовой экономической державы. Но вот что абсолютно ясно, так это то, что отсутствие в течение 22 с лишним лет какой бы то ни было государственной позиции в отношении промышленности привело к тому, что у нас фактически не развивались производства, от которых зависит обороноспособность, да и вообще само существование России.

Вот только один пример, касающийся наиболее болезненной темы — нынешнего состояния отношений с Украиной. По свидетельству директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, до настоящего момента поставки военно-космического назначения с Украины в Россию включали в себя от 3 до 4 тысяч (!) позиций: от радиоэлектроники и вертолётных двигателей до зап­частей к баллистическим ракетам.

Когда в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР Советская Украина поставляла весь этот гигантский ассортимент высокотехнологичной промышленной продукции на заводы Советской России и других союзных республик, это воспринималось как абсолютно нормальный пример эффективной кооперации. Однако после развала Советского Союза суверенная Россия не сделала ровным счётом ничего для хотя бы частичного импортозамещения в такой жизненно важной сфере. Вот это и есть результат отсутствия какой бы то ни было промышленной политики. И вот теперь получается, что если соседи пойдут на разрыв традиционных связей, а такие заявления уже звучали, то для замещения украинского импорта России, по экспертным оценкам, потребуются (причём в пожарном порядке) поистине колоссальные дополнительные средства и не менее десяти лет времени. А есть ли такой временной запас у нашей страны в случае развития отношений с Западом по наихудшему варианту?

Потому-то закон, о котором идёт речь, способен сыграть роль первого шага на долгом пути восстановления нашей экономики.

В представленном Правительством тексте законопроекта среди важнейших целей выделяются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики. Законопроект предусматривает давно уже необходимые меры стимулирования промышленной деятельности, в том числе путём предоставления финансовой, информационной и консультативной поддержки. При этом финансовая поддержка осуществляется прежде всего в виде налоговых льгот или иных преференций. Говорится и о выделении бюджетных субсидий для создания и модернизации промышленной инфраструктуры, что так же чрезвычайно важно. Можно лишь добавить, что и прямая финансовая помощь отдельным предприятиям и целым отраслям — там, где это действительно необходимо, — должна быть обязательно зафиксирована в окончательном тексте закона.

Наконец, следует отметить, что закон предусматривает создание специального совета по промышленной политике при Президенте РФ, представляющего главе государства конкретные предложения о формировании и реализации такой политики.

А под конец возвращаемся к тому, с чего начали. В сегодняшней ситуации всякое промедление с введением в действие такого жизненно важного закона в прямом смысле слова убийственно. В этой связи странно выглядит положение последней статьи предлагаемого законопроекта, где говорится, что «закон вступает в силу по истечении 180 дней (!) после дня его официального опубликования». Ведь простое ознакомление с календарём показывает, что в лучшем случае это может произойти в начале второго полугодия будущего года, то есть когда все бюджетные расходные статьи, включая налоговые льготы и субсидии, на 2015 год будут уже не только свёрстаны, но и перевёрстаны. Выходит, ещё целый год будет потерян и конкретную отдачу от закона в виде давным-давно ожидаемого выделения средств для стимулирования промышленных производств можно будет увидеть не ранее 2016 года? Не слишком ли большая роскошь в том положении, в каком мы оказались сегодня?

Просмотров 267