Всё реже звучит гудок электрички

Транспорт

Из-за финансовых проблем перевозчики отменяют сотни маршрутов

В последние несколько лет железнодорожники по всей стране отменили большое количество пригородных маршрутов, и из-за финансовых сложностей эта тенденция может продолжиться. Между тем свои предложения для решения этой проблемы готовят в Совете Федерации.

Когда начиналось реформирование системы железнодорожного транспорта, в РЖД произошло разделение финансовых потоков грузовых, пассажирских и пригородных перевозок. Убыточный электротранспорт разделили между специально созданными 27 пригородными пассажирскими компаниями, отрезав его от субсидий РЖД. Компенсировать нехватку средств должны были региональные власти, но денег на это в бюджетах не оказалось, и перевозчики стали сокращать маршруты.

За несколько лет по всей стране из расписаний исчезли сотни электричек — и, возможно, это только начало. Из-за высокой задолженности регионов перед перевозчиками сокращение маршрутов может продолжиться и дальше. Это может произойти, например, в Челябинской области, в Респуб­лике Марий Эл, где из расписания уже выводится популярный у населения электропоезд Йошкар-Ола — Казань. Сложная ситуация в Забайкальском крае: здесь, как и во многих других регионах, власти уже который год не могут согласовать сумму долга. Правительство Забайкальского края полагает, что он составляет 99 миллионов рублей, а на железной дороге уверены, что долг равен 1,7 миллиарда рублей.

По мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, сенаторы должны внимательно проанализировать экономическую эффективность пригородных перевозок. Там, где есть резервы или избыточные расходы, нужно экономить на издержках и повышать эффективность от железнодорожных перевозок. «Если же дальше идти по пути закрытия социальных маршрутов, то в нашей большой, огромной стране ухудшится транспортное сообщение, возможности передвижения людей, а это негативно скажется и на экономической ситуации», — отметила Валентина Матвиенко на одном из пленарных заседаний.

Власти некоторых регионов отказываются помогать пригородным пассажирским компаниям. Обычно они упрекают перевозчиков в завышении стоимости проезда, тарифов на обслуживание в ремонтных депо. Поскольку региональные правительства владеют небольшой долей в уставном капитале пригородных компаний и имеют доступ к их финансовой отчётности, то иногда они высказывают претензии по поводу эффективности расходования средств.

И все же финансовые требования железнодорожников тоже понять можно. Сейчас в пригородных перевозках задействовано 6,1 тысячи электропоездов. Более половины из них устарели. Средний срок эксплуатации составляет 27 лет, у многих он уже более 40 лет. Для обновления парка за последние пять лет ОАО «РЖД» инвестировало около ста миллиардов рублей, а до 2020 года нужно ещё 130 миллиардов. Чтобы помочь железнодорожникам, весной этого года Правительство приняло решение о выделении в течение 15 лет по 25 миллиардов рублей в год, но этого может оказаться недостаточно, и здесь тоже потребуется помощь регионов.

«Cегодня менее трети регионов перечисляют средства пригородным пассажирским компаниям. Соответственно, перевозчики продолжают накапливать долги перед ОАО «РЖД», и они превысили 31,5 миллиарда рублей, — прокомментировал ситуацию представитель ОАО «РЖД» Максим Шнейдер. — В этой ситуации Правительством было предписано РЖД взыскать с перевозчиков всю сумму, и руководство холдинга приняло решение предоставлять пригородным компаниям подвижной состав только на оплаченный объём. Конечно, грустно видеть отмену электричек. От такого положения дел страдают не только пассажиры, но и железнодорожники, потому что это неминуемо приведёт к закрытию некоторых депо. Но по-другому нельзя. Есть поручение Правительства — предоставлять услугу тем регионам, которые гарантируют полную оплату».

«В 2014 году объёмы пригородных перевозок могут сократиться вдвое, — предупреждает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров. — Ситуация складывается критическая, и проблема в том, что регионы не в состоянии выделять средства перевозчикам. Дальнейшее сокращение этого вида транспорта может лишить возможности перемещаться миллионам россиян». По мнению сенатора, для решения вопроса нужна долгосрочная государственная политика поддержки пригородного транспорта и его синхронизация с автомобильными перевозками.

Просмотров 454