Важно слышать и орган, и рок-музыку

Реалии и перспективы

Директор Московского театра Новая Опера имени Евгения Колобова Дмитрий Сибирцев рассказал, каким он видит новый закон о культуре в Российской Федерации.

- В проекте закона прямо сказано, что усиление влияния культуры на все аспекты политики предполагает уточнение действующих и введение новых норм в различные разделы законодательства. Что необходимо учесть обязательно?

- Мы должны вырастить целый пласт деятелей культуры и тех граждан, кто не может существовать без настоящего искусства. И в этом плане любые инициативы, связанные с изменением, улучшением законодательства, должны приветствоваться. Ещё один аспект касается свободы творчества. Мы все привыкли: говорить можно всё что угодно, всё что угодно показывать. Хорошо ли это? Где-то, я думаю, порой не очень правильно. Должно существовать определённое направление, основанное на тех традициях, которые всегда были в России. Важно, чтобы лучшее не было утеряно.

- Кто должен определить то самое направление?

- Это всё, согласен, очень субъективно. Можно считать, что важнейшим из всех искусств для нас является футбол, а может быть другой перегиб, и заявить, у нас повсюду отныне будет звучать только классическая музыка. Искусство и культура должны развиваться динамично во всех направлениях. Как директор театра, могу сказать, что и коммерческая составляющая тоже очень важна. Но она не должна стать главной. К сожалению, у нас очень много измеряется успешностью или неуспешностью в плане именно коммерческом. Конечно, популярные оперы, такие как «Риголетто», «Евгений Онегин» и другие замечательные произведения классического репертуара, продать легче. Но мы должны предоставить право выбора и нести просветительскую функцию, открывая путь новому. И конечно, очень важно образование. Я встречаюсь с большим количеством служебных записок, заявлений, написанных мне. Горько осознавать, но множество вышедших из-под пера сотрудников официальных бумаг написано с убийственным количеством грамматических ошибок.

- Процесс формирования репертуара должен регулироваться какими-то нормами? Госзаказ как должен формироваться?

- Если бы у нас существовало какое-то особое мнение учредителей, то госзадание на следующий год с нами бы серьёзно обсуждали. На сегодняшний день существует доверие к выбору театра.

- Вот говорят «артист должен». А артисту что-нибудь должны?

- Артисту должны создавать условия, для того чтобы он мог максимально реализовать свои творческие возможности. Когда артист ищет какие-то другие пути своего развития, пусть и не в нашем в театре, я только приветствую это. Когда наши артисты имеют возможность выезжать за рубеж, в российские провинциальные театры, общаться с прекрасными дирижё­рами, развиваться творчески — всё это тоже хорошо и пусть будет. Потом они возвращаются к нам совершенно другими людьми, абсолютно свободными — и это прекрасно.

- И всё-таки кто должен предоставить артисту те самые социальные гарантии?

- Публику, пришедшую в зал, не очень интересует, есть ли социальные гарантии у того человека, который выходит на сцену.

- У вас сейчас проходит замечательное мероприятие — «Сад Оперы». Звучат исключительно современные произведения. Не следует ли нашим законодателям в области культуры прописывать норму, в которой бы значилось, что исполнение современных произведений поддерживается отдельной строкой?

- Я в этой связи всегда вспоминаю историю с органными концертами. На первых таких концертах в зале сидело по десять человек. Но когда по телевизору стали показывать органные концерты, уже в следующем сезоне залы были переполнены. Государство должно поддерживать творческие начинания — это безусловно. Главной задачей тех, кто занимается развитием культуры, является не опустить уровень культуры до уровня масс, а поднять массы до уровня культуры. Если мы будем всё время идти на поводу у рейтингов и коммерческой составляющей, то ничего хорошего у нас не будет. Тут очень многое зависит от образованности и вкусов тех, кто руководит не только культурой, но и гораздо выше, выше, выше…

Просмотров 351