Специалист не у дел

Трудоустройство

Что убедит выпускников вузов работать по выбранной специальности

По данным Минфина, примерно 30 процентов новоиспечённых обладателей дипломов о высшем образовании выбирают работу не по специальности. Уже несколько лет подряд парламентарии, педагоги и эксперты рынка труда задаются вопросом, как сделать так, чтобы вчерашний студент, получивший образование за счёт госбюджета, принёс пользу той отрасли экономики, для работы в которой его готовили. А не­ожиданно не «нашёл бы себя» в другой профессии — из тех, что показались ему более прибыльными.

Корень переменчивости

Чаще всего выпускники объясняют измену полученной специальности отсутствием опыта работы и несовершенством российского высшего образования, которое делает ставку на теорию, а не на практику. Экспертам рынка труда такие оправдания кажутся неубедительными. «По утверждению представителей 70 процентов российских компаний, они принимают на работу молодых специалистов без опыта работы, если те демонстрируют потенциал, искреннее желание работать и адекватные зарплатные ожидания», — говорит руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru Валерия Чернецова.

Так что намного серьёзней здесь выглядит другой аргумент — с начала 1990-х подавляющее большинство россиян убеждены, что для успешной карьеры человеку необходимо высшее образование. Причём неважно какое. «Вместо того чтобы ставить себе профессиональные цели и двигаться к ним посредством обучения, студенты и их родители делают всё наоборот — ставят целью поступление в вуз, при этом рассуждая, «пусть дальше всё будет, как будет, куда-нибудь да пристроимся, — говорит член Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Дмитрий Коньков. — И что мы в итоге имеем? Зачастую выпускники школ выбирают будущую специальность, отталкиваясь не от собственных интересов и способностей, а от того, на какой факультет легче поступить». Переломить подобный менталитет быстро не удастся. Предостеречь выпускников от совершения совсем уж фатальной ошибки могло бы проф­тестирование, проводимое в школах на обязательной основе, считает депутат.

Трёхсторонний договор

А вот к вопросу о возвращении советской практики послевузовского распределения большинство экспертов относятся с большой осторожностью.

«Я сомневаюсь в необходимости настолько кардинальной меры, — говорит ректор МГУ Виктор Садовничий. — Заменить её можно было бы, к примеру, целевой подготовкой будущих работников вузами по «заказу» от предприятий. То есть некая компания принимает участие в учёбе студента, а он, в свою очередь, берёт на себя обязательство пойти потом в эту организацию на работу. Целевой приём уже сейчас существует, но надо признать, что он пока не слишком эффективен. Я выступаю за внедрение практики заключения трёхсторонних соглашений: между студентом, университетом, компанией или предприятием».

Отдельной проблемой для российской экономики, по словам ректора ведущего российского университета, стала миграция молодёжи и попытки талантливых школьных выпускников получить высшее образование не в том регионе, где они прописаны, а в столице. А после — устроиться там на работу. «В рамках встреч Российского Союза ректоров я регулярно обсуждаю эти проб­лемы с коллегами. И очень часто преподаватели, к примеру с Дальнего Востока, жалуются, что «стобалльники» (по ЕГЭ. — Прим. ред.) уезжают и не возвращаются, хотя региону и градообразующим предприятиям — той же космической или авиационной промышленности — нужны молодые таланты. При этом и в Челябинске, и в Хабаровске есть сильные вузы. Да пусть бы даже студент учился в московском вузе, но нужно сделать так, чтобы в родной регион он вернулся хотя бы для того, чтобы выполнить свои обязательства перед отправившим его на обучение предприятием».

С тем что подобный шаг оправдан, согласны многие специалисты. Но с оговоркой. Как пояснил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Олег Еремеев, далеко не все предприятия имеют возможность спрогнозировать, какие именно специалисты и в каком количестве потребуются им через пять лет. И соответственно, сделать заказ вузам. «В настоящее время в стране принято немало государственных программ развития различных отраслей экономики, однако в них регулярно вносятся корректировки. А это та практика, которой лучше избегать», — констатировал сенатор. Член экспертного совета при Комитете Государственной Думы по образованию Елена Ляпунцова, в свою очередь, отметила недальновидность самих абитуриентов: «Несколько лет чиновники утверждают, через 5-10 лет огромную востребованность будет иметь специальность инженера-технолога и что в ближайшие годы возникнет колоссальный спрос на специалистов с высшим техническим образованием — на техников, инженеров-конструкторов, строителей высокой квалификации. Уже сейчас возрастает спрос на химиков, генетиков, математиков. Однако на выбор будущей профессии абитуриентами эти разговоры пока влияют мало».

Кстати

Самые «громкие» инициативы, призванные «удержать» молодых специалистов в той профессии, которую они получили в вузе:

2014 год. Государственная Дума отклонила законопроект о квотировании рабочих мест для тех выпускников вузов и проф­училищ, кто учился за счёт бюджета. Одна из главных претензий к документу — представленная редакция ущемляла права бывших студентов, получивших высшее или профессиональное образование на платной основе.

2013 год. Члены фракции «Единая Россия» начали работать над законопроектом «о первом рабочем месте». По мнению депутатов, если государство или предприятие оплачивают обучение студента, то должны предоставить выпускнику работу по профилю. В свою очередь, молодой специалист сможет отказаться от предлагаемой вакансии, только если вернёт деньги, потраченные на его учёбу. В первую очередь распределение «грозило» врачам, учителям, деятелям культуры и некоторым категориям госслужащих. До рассмотрения законопроекта в Государственной Думе дело пока не дошло.

2012 год. Депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов внёс в Государственную Думу законопроект, предписывающий абитуриентам необходимость заключать с вузом договор об обязательстве отработать по специальности не менее двух лет в том месте, куда его направит институт или университет. По мнению депутата, такая мера не только позволит укомплектовать кадрами районные центры и муниципальные образования, но и гарантирует выпускнику работу по специальности. В 2013 году законопроект был отозван.

Просмотров 312