Местных — на места

Обсуждаем законопроект

Нужен ли ценз оседлости для народных избранников?

В Государственной Думе обсуждается возможность введения ценза оседлости для депутатов и губернаторов. Таким образом, главой региона или народным избранником можно будет стать только при условии проживания на территории соответствующего субъекта Федерации в совокупности от восьми до десяти лет. Эта инициатива ещё не обрела форму законопроекта, однако вскоре может им стать.

Где родился, там и пригодился

Идея введения ценза оседлости для депутатов и чиновников не нова. Такая норма существует для членов Совета Федерации: до попадания в него гражданин должен прожить не менее пяти лет на территории региона, от которого он выдвигается. Но там необходимость такой связи сенатора с субъектом Федерации, его выдвинувшим, понятна: в верхней палате равно должны быть представлены все регионы страны.

А вот уместно ли внедрение этой нормы при выборах депутатов и глав регионов, где важен прежде всего принцип состязательности? Тут всё не так однозначно. Страна большая, развитие территорий идёт неравномерно, неодинаков и кадровый потенциал регионов. Опора только на местных выдвиженцев может закрепить такое положение дел. При этом нежелание отдавать высокие выборные посты «варягам» тоже понятно: свой вы­движенец лучше знает состояние дел на местах, больше озабочен нуждами родного края. В общем, в этом вопросе сходятся аргументы как за, так и против.

Член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко идею поддерживает и считает, что подобные нормы позволят не допускать к власти залётных коммерсантов, которые покупают депутатские места и государственные должности.

Но некоторые эксперты ставят целесообразность такой инициативы под сомнение. Так как в работе народных избранников всё зависит не от того, где они зарегистрированы, а от их отношения к своим обязанностям. Ведь многие из них, кто жил не в своём округе, от которого избирался, активно работали на благо его жителей и приносили пользу.

Предполагается, что норма затронет не всех слуг народа, а только тех кандидатов, которые в 2016 году будут избираться в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. А это половина состава парламента страны. Член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и автор инициативы Евгений Фёдоров оговаривает и другие исключения: для военных и госслужащих, которые по долгу службы вынуждены были часто менять место жительства. «Что касается срока ценза оседлости, то я не считаю, что он должен быть очень длительным», — сообщил парламентарий.

Губернаторы-«варяги»

Нельзя с уверенностью сказать, хорошо ли это или плохо, но в губернаторском корпусе «варяги» встречаются часто. Так, временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Алексей Гордеев родился в немецком городе Франкфурт-на-Одере, жил в Рязанской области, а затем переехал в Магадан. До своего назначения в 2009 году на пост губернатора Воронежской области он занимал пост главы Минсельхоза.

Под вопросом дальнейшая судьба главы Карелии Александра Худилайнена, который до назначения на должность в 2012 году был председателем Законодательного собрания Ленинградской области. Временно исполняющий обязанности губернатора Приморского края Владимир Миклушевский также не имеет особой привязки к субъекту Федерации, которым руководит. Он родился в Свердловской области. А до того как его назначили руководить регионом, два года был ректором Дальневосточного федерального университета. Данный список можно продолжать.

Каждый из этих чиновников справлялся со своими обязанностями по-разному, и всё же губернатор, каким бы хорошим он ни был, должен знать менталитет населения, с которым ему предстоит работать. Общеизвестно, что выходцы из разных регионов сильно отличаются друг от друга и по характеру, и по стилю управления, что иногда не нравится местным жителям.

Однако в пользу руководителя со стороны говорит тот факт, что этот человек, как правило, не обременён ни дружескими, ни родственными, ни служебными связями в новом для него регионе. Значит, будет меньше зависеть от них, принимая какие-то решения.

Молодость против опыта

Депутаты не обошли стороной и ещё один избирательный ценз — возрастной. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков предложил увеличить возрастной порог для депутатов до 25-30 лет. Сейчас это ограничение составляет 21 год как для местных и региональных депутатов, так и для депутатов нижней палаты федерального парламента.

Причина проста: 21 год, по мнению парламентария, слишком ранний возраст, чтобы занимать столь ответственный пост. В это время молодые люди только оканчивают высшие учебные заведения и не имеют необходимого жизненного и профессионального опыта.

Однако его опасения могут оказаться напрасными: массовый приток зелёных, не знающих жизни юнцов в депутатский корпус сегодня отсутствует. Нынешние парламентарии даже самые молодые старше 25 лет. Да и основная масса голосующих — это люди среднего и старшего возраста, которые и так вряд ли захотят избрать депутатом совсем уже недоросля, хотя формально это и разрешено.

Но самое интересное в нынешней законодательной активности то, что цензовая политика направлена совсем не в ту сторону, как это обычно бывало прежде. Избирательным цензом в дореволюционной России было в первую очередь ограничение прав не избираемых, а избирателей.

Например, не могли голосовать временные рабочие. Раздел проходил и по имущественному состоянию — чтобы голосовали только более или менее имущие. По образованию — чтобы выключить из процесса совсем уж неграмотных.

А вот в новом порядке формирования сенаторского корпуса ценз предусмотрен. Совет Федерации на пленарном заседании 25 июня одобрил закон, уточняющий «ценз оседлости» для кандидатов в члены палаты регионов.

Согласно документу, будущий сенатор должен проживать на территории региона, который он представляет, не менее пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих выдвижению кандидатом.

А как у них?

Активное избирательное право ряда стран: Бельгии, Италии, Австрии, Австралии, Бразилии, Мексики, Нидерландов и других — отличается от российского тем, что в них введён институт обязательного голосования. Отказ от участия в выборах в этих странах рассматривается как правонарушение и влечёт определённые санкции. Отказ от голосования в этих странах называется «абсентеизмом». Что же касается пассивного избирательного права, то российский опыт участия граждан в выборах в качестве кандидатов является достаточно распространённой законодательной нормой.

Для баллотирующихся в израильский кнессет, нижнюю палату парламента Канады, парламент Великобритании установлено ограничение в 21 год. Некоторые страны и вовсе пошли по пути снижения допустимого возраста до 18 лет. Это касается кандидатов в депутаты шведского риксдага и немецкого бундестага.

В США, чтобы баллотироваться в палату представителей, необходимо быть старше 25 лет, во Франции в Национальное собрание можно попасть лишь по достижении 23 лет. Чтобы стать сенатором в России и Белоруссии, нужно быть старше 30 лет. В США действует такое же ограничение. Обычно самый высокий возрастной ценз устанавливается для лиц, баллотирующихся на пост президента страны. В России президентом может быть гражданин старше 35 лет, в Германии — не моложе 40 лет, в Италии — 50.

Просмотров 453