Чёрным по белому
Обсуждаем законопроект
Производителей обяжут разборчиво указывать срок годности продуктов
В Государственную Думу внесён законопроект, регламентирующий размер и цвет надписи о сроке годности товара на упаковке и десятикратное увеличение штрафов за отсутствие такой информации. Соответствующие поправки должны быть внесены в Закон «О защите прав потребителей» и в Кодекс об административных правонарушениях.
В небольшом магазине у станции метро «Белорусская» покупателей практически нет, не видно и продавцов-консультантов. Так что рассматривать продукты можно долго. Банку с селёдкой переворачиваю минуты три: в то время как большинство производителей печатают такую информацию прямо на крышке, здесь она выбита снизу. Совсем крошечные чёрные цифры успели наполовину стереться, но, поломав глаза, всё же выясняю: до окончания срока годности осталось три дня. Ставлю банку обратно на полку и понимаю: бдительность наказуема — руки испачканы маслом…
На бутылке кефира информация о сроке годности спрятана ещё хитроумней — едва читаемые крошечные синие цифры с пятой попытки мне удаётся найти на синей же надписи с перечислением входящих в состав напитка ингредиентов. Следящая за моими манипуляциями старушка сочувственно цокает языком:
- А я вот всё это прочесть уже даже не пытаюсь. Всем верить приходится.
Как выяснилось, напрасно.
Стограммовая упаковка сыра с голубой плесенью за 235 рублей — в ассортименте магазина это один из самых дорогих деликатесов — оказывается безнадёжно просроченной: есть без вреда для здоровья его можно было лишь почти месяц назад, однако убрать его с полки продавцы нужным не сочли.
Поставить крест на подобных злоупотреблениях призван законопроект, разработанный депутатами Заксобрания Санкт-Петербурга. В частности, документ обязывает производителей указывать информацию о сроке годности исключительно чёрным шрифтом на контрастном фоне этикетки. Эта надпись должна занимать не менее пяти процентов от площади всей упаковки, быть чёткой и легкочитаемой. Если же новые стандарты будут нарушены, виновным выпишут внушительные штрафы.
- С введением поправок низкокачественного товара на рынке станет меньше. Однако для того чтобы проблема была решена полностью, необходимы и дальнейшие шаги в этом направлении, — признаётся член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Плотников.
С этой позицией согласен и председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков:
- Слишком мелкий и нечитаемый срок годности товара — только маленькая часть очень серьёзной проблемы. В нашу организацию каждый месяц поступает несколько десятков жалоб от покупателей на то, что информация о составе товара, его производителе сделана настолько мелким и корявым шрифтом, что его невозможно разобрать. При этом обращаться в суд на производителей бессмысленно: и в Законе «О защите прав потребителей», и в ГОСТе «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» указано, что шрифт на упаковке должен быть «легкочитаемым», но объяснения, что под этим понятием подразумевается, нет.
Обсуждаемый законопроект будет полезным — он ведь не только предпишет, какого размера должна быть информация о сроке годности, но и увеличит штрафы за нарушение установленных правил, рассуждает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. «Однако заработает документ лишь в том случае, если нам удастся продумать, кто и как будет отслеживать его исполнение, пока что надлежащего контроля за магазинами нет, и даже те штрафы, что прописаны в действующем законодательстве, практически не взимаются», — говорит депутат.