Культура должна присутствовать везде

Социум

Художественный руководитель и директор, а также главный дирижёр Государственного Приморского театра оперы и балета Антон Лубченко (на снимке) поделился своими размышлениями о готовящемся федеральном законе о культуре в Российской Федерации.

- Антон, на ваш взгляд, нужен ли закон о культуре нашей стране?

- Если этот закон действительно будет работать и способствовать развитию культуры, новых проектов и культурного сотрудничества, то, конечно, нужен. Самое главное — понять, как сделать его эффективным.

- Какая помощь сегодня нужна от государства, каким вы видите этот закон?

- В принципе театр выживет без любого закона. Другое дело, как он будет существовать. Мне кажется, в законе должно быть обозначено, что культура является одним из приоритетных направлений развития государства.

- Предполагается, что закон о культуре будет включать в себя целый комплекс правовых актов, на что следует обратить особое внимание?

- Чрезвычайно нужен документ, который бы регулировал налоги на культурные пожертвования. Это может быть отдельный закон («О меценатстве»), или это может быть один из подразделов закона о культуре. Есть сторонники идеи о том, что отсутствие закона о меценатстве не мешает развиваться спонсорству. Я думаю, это не так. Мешает. Закон «О меценатстве» должен рассматривать вопрос об определённых налоговых льготах для людей, которые оказывают помощь. Особенно когда помощь измеряется в миллионах.

- Театр — это всегда просветительская культурная площадка любого региона. Статистические данные подтверждают: если в том или ином регионе есть театр, там существует культурная среда и бизнес с удовольствием размещает свои активы. Театр — это своеобразный барометр образованности и культурного развития социума. Согласны?

- Безусловно. Жаль, что сегодня для многих поход в оперу является чем-то несерьёзным: кто-то считает это занятием устаревшим, кто-то приходит посмотреть на новый театр разок из чистого любопытства, чтобы поставить галочку «я окультурился». В России на сегодняшний день утрачена та среда, в которой культура была для человека неотъемлемой частью его жизни. Я не застал толком советского времени (когда Союза не стало, мне было семь лет), и тем не менее я помню моменты, когда мы лепили пельмени на кухне и слушали по радио Первый концерт Чайковского. Тогда часто передавались классические концерты и по телевидению. Не было канала «Культура», потому что культура присутствовала везде. Сейчас, к сожалению, не так. Не каждый человек на улице сможет напеть вам какую-нибудь самую известную музыкальную тему из концерта Чайковского.

- Это действительно так важно — знают люди классическую мелодию или нет?

- Если они её всё-таки знают, значит, они интересуются и этим живут. В моей жизни однажды был случай, когда во Франции после концерта ко мне подошёл человек с партитурой в руках. Он сказал: «Здесь написано tempo — «немного живее», у вас этого не было. Я никогда не слышал подобной трактовки». Мне пришлось ему объяснить, почему именно так я решил трактовать произведение. А потом я его спросил: «А вы где-то работаете в театре?» Он мне ответил: «Нет-нет, я дантист». Человек ходит на концерты с партитурой и прекрасно разбирается в музыке. Для него это норма жизни. У меня есть друзья в Европе, которые по работе своей не связаны с культурой. Они работают в автомобильных компаниях, но при этом считают нормой поехать на выходные куда-нибудь в Милан послушать новую постановку оперы или отправиться на концерт симфонической музыки в Баден-Баден. У нас пока этого нет. Средний россиянин рассуждает: сегодня я должен купить новый чайник, завтра отвести ребёнка в зоопарк, и, кажется, что-то говорили про новую постановку в Большом театре — может быть, схожу посмотреть…

Просмотров 320

19.06.2014 16:38