ФАС настаивает на своём

Социум

Четвёртый антимонопольный пакет вносится в Правительство в пятый раз

Так называемый четвёртый антимонопольный пакет, вокруг которого уже несколько раз разгорались нешуточные споры, вновь оказался в Правительстве. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что внесла согласованный законопроект 4 июня. Между тем эксперты и деловые объединения в недоумении: Минэкономразвития дало отрицательное заключение на проект, ключевые предложения бизнеса не только не учли, но и не стали обсуждать, а «антикоррупционную экспертизу» и вовсе провели за три дня. Однако в ФАС заявили, что рассчитывают, что ещё до конца весенней сессии законопроект пройдёт первое чтение в Госдуме.

Напомним, что в 2013 году ФАС России предложила Правительству внести большое число поправок в антимонопольное законодательство (так называемый четвёртый антимонопольный пакет). Но подготовленный службой законопроект внесения изменений в Закон «О защите конкуренции» не смог получить согласования Минэкономразвития, Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и Минюста, а также встретил жёсткую критику со стороны экспертов и бизнеса. В результате только за прошлый год ФАС вносила «четвёртый антимонопольный пакет» в Правительство четыре раза, получая каждый раз отказ и поручения его доработать.

Под конец 2013 года «антимонопольный пакет» чуть было не оказался в Госдуме даже в обход Правительства — ФАС присовокупила масштабные и радикальные поправки к небольшому «техническому» законопроекту, ранее принятому Госдумой в первом чтении. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и объединение «Деловая Россия» тогда заявили, что ряд поправок противоречат государственной стратегии о развитии конкуренции и могут негативно сказаться на бизнес-климате в стране. Это заявление было оглашено 6 ноября во время расширенного заседания комитета РСПП по развитию конкуренции с участием руководства ФАС. В результате Правительство снова дало поручение ФАС доработать законопроект с участием деловых объединений и вносить согласно установленному порядку.

В ФАС уверяют, что так и сделали. «4 июня мы направили согласованный законопроект в Правительство РФ», — заявил недавно начальник на официальном сайте службы Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.

Наиболее обсуждаемыми вопросами в ФАС называют правила недискриминационного доступа, которые применяются для субъектов, не являющихся естественными монополиями, и применение антимонопольного регулирования к объектам интеллектуальной собственности. Именно эти положения вызвали наиболее принципиальные и критические замечания, но в представленном в Правительство законопроекте, который размещён на сайте ФАС, они остались в неизменном виде.

Первую из этих новелл — правила недискриминационного доступа — эксперты называют коррупциогенной. Она фактически предусматривает установление государственного тарифного регулирования цен для свободных рынков, то есть не относящихся к сферам естественных монополий. При этом писать новые «правила» и контролировать их выполнение предлагается чиновникам ФАС, тогда как для естественных монополий этим занимается ФСТ.

ФАС и сейчас выпускает подобные «правила недискриминационного доступа», носящие характер необязательных к исполнению рекомендаций, к примеру, на рынках хлористого калия или апатитового концентрата. С последними сложилась и вовсе парадоксальная ситуация: крупнейшие потребители этого товара заявили, что правила учитывают только интересы монополиста, но не самих потребителей. «… Потребители апатитового концентрата, в интересах которых якобы и разработаны эти правила, оспорили их в Высшем арбитражном суде, а монополист-производитель — ОАО «ФосАгро» — вместе с ФАС России был ответчиком по этому делу, защищая эти правила», — удивляется Алексей Ульянов, эксперт «Деловой России» и директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок. По его мнению, факт коррупционных рисков при введении данной нормы налицо.

Ещё удивительней, что при таких очевидных рисках предусмотренную законом независимую антикоррупционную экспертизу законопроекта ФАС назначила и провела почему-то в начале марта: с 4-го по 11-е, то есть всего за три рабочих дня с учётом праздников.

Не прислушались в ФАС и к экспертному мнению. В ходе обязательной оценки регулирующего воздействия на законопроект ФАС в его новой реинкарнации получено 161 экспертное мнение, из которых ФАС учла лишь 8 (восемь). Неудивительно, что 28 марта Минэкономразвития выдало законопроекту отрицательное заключение. Это является формальным препятствием для одобрения документа в Правительстве. Но в ФАС почему-то уверены, что Правительство поддержит законопроект и его успеют утвердить в Госдуме до начала летних каникул.

Просмотров 335