Жалость к заключённому для народа естественна
Обсуждаем законопроект
С воими мыслями по поводу законодательного предложения наказывать за пропаганду романтизации насилия и жестокости поделился советский и российский автор — исполнитель песен в жанре русский шансон Александр Новиков.
- Под романтизацию насилия и жестокости подпадают многие тюремные песни. Многие люди считают, что такой закон может негативно повлиять на творчество некоторых российских бардов. Вы согласны?- Уж если рассуждать о влиянии тюремной тематики на сознание, то говорить надо не о бардах, а об ублюдочных сериалах на «ментовские» темы, где трудно отличить этих самых ментов от бандитов — замашки и жаргон у них одинаковые. Сравните дух и мораль сериала «Рождённая революцией» с нынешней бредятиной. Там — работники правоохранительных органов с понятием чести и долга, а здесь — ментобратки.
- Вы отбывали срок когда-то по сфабрикованному обвинению, жили среди заключённых. Писали в это время стихи? Сюжеты были взяты из жизни?
- Конечно, писал. Часть из написанного — альбом «Ожерелье Магадана». Сюжеты впрямую из жизни я никогда не воспроизвожу. Поводом для песен служат только впечатления и дух каких-то событий. А сюжет я придумываю практически новый. За редким исключением.
- В нашей стране всегда было много заключённых. Невинно осуждённых и сидящих «за дело». У нас существует целый пласт культуры, основанный на лагерных воспоминаниях, традициях. И это порой лучшие стихи, песни, романы. Вы согласны?
- Абсолютно с вами согласен. Тем плохих не бывает, есть бездарные писаки, стихоплёты и горлохваты. Сегодня их, паразитирующих на тюремной тематике, предостаточно. Всё зависит не от темы, а от того, какая в произведении мораль и насколько это талантливо.
- В ваших стихах — и жалость к человеку, и любовь к нему (песни «Это не лето», «Уличная красотка»). В России любовь часто начинается с сочувствия, соучастия. Можно сказать, что сочувствие к заключённому существует в культуре, потому что это в духе в наших национальных традиций?
- Русский народ самый сердобольный, незлопамятный и терпеливый. Уникально добрый и самопожертвенный. Посмотрите историю. Поймали разбойника, лютого-прелютого, скажем, Емельку Пугачёва или Стеньку Разина, привезли на лобное место четвертовать. Он у народа прощения попросил, крест поцеловал и — всё! — народ его тут же простил. Четвертовали, и народ его уже жалеет и будет еще песни слагать, ибо вожак был. А предателя и христопродавца не простят никогда. В России, особенно в прошлом столетии, было осуждено и расстреляно столько безвинных, что жалость к любому заключённому стала в народе естественной.
- Среди исполнителей тюремных песен попадаются и те, что в художественном плане не представляют ценности. Много обычных спекуляций. На тюремной романтике зарабатывают деньги. С этим как-то надо бороться, и если надо, то каким образом?
- Бороться с этим не надо. Надо по центральным каналам показывать Александра Новикова и крутить его песни по всем радиостанциям. Тогда уровень этого хлама, который сегодня день и ночь торчит в эфире, будет в сравнении понятен. А потому исчезнет сам собой как низкопробный и убогий за ненадобностью.
- Говорят, что человек, который побывал на войне, — это уже другая личность. А те, кто побывал в тюрьме?
- Говорить можно об этом много. Да, тюрьма и война накладывают свой отпечаток. Но всё зависит от моральных установок и совести человека. И с войны можно вернуться законченным негодяем и садистом, равно как из тюрьмы — честным и одумавшимся человеком.
- Были предложения изъять из школьной программы, например, роман «Преступление и наказание» Достоевского. Повод — якобы тяжёл для прочтения. Эксперты уточняют: произведение провоцирует детей по примеру Раскольникова к убийству ради идеи. Как думаете, есть основания опасаться сегодня влияния на умы некоторых произведений Достоевского?
- К сожалению, в обществе участились всполохи идиотизма, причём в части представителей инициативных и дремучих. Некоторые из них духовно напитались из интернет-блогов, получив там же азы грамоты и орфографии. Для их мозгов Достоевский, безусловно, опасен. Историческая и генетическая миссия серости — бороться с великими или с созданным великими.