Овёс нынче дорог из-за инфляции

Пресс-центр

Почему стремительно растут тарифы на проезд в общественном транспорте

В российской столице с 1 июня произошло очередное повышение цен на проезд в общественном транспорте. Поначалу Московский метрополитен и Мосгортранс всех напугали, попросив городские власти увеличить стоимость проезда на 85 процентов, но всё обошлось малой кровью. Среднее повышение тарифов составило всего 5-7 процентов, и затронуло оно только проездные на несколько поездок. Вслед за Москвой цены могут вырасти и в других городах России.

«Проблема повышения стоимости проезда сопровождает нас уже 24 года российских реформ, и здесь всё довольно просто: дорожает жизнь, растут акцизы на топливо и увеличивается инфляция, но надо понимать, что общественный транспорт в нашей стране работает при поддержке государства. Дотации компаниям выделяются во всех регионах страны, и, помимо этого, большое количество людей пользуются самыми разными льготами», - рассказал на «круглом столе» в «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов.

По словам сенатора, в последние несколько лет государство смогло организовать контроль за ценообразованием и качеством перевозок, и благодаря этому во многих регионах страны приостановился темп роста цен на перевозки. С другой стороны, совсем недавно были приняты поправки в законодательство о повышении безопасности на транспорте, и это внесло свою лепту в повышение тарифов. Теперь все автовокзалы и транспортные компании должны установить специальное оборудование для выявления запрещённых предметов, а при необходимости - силами собственных охранных предприятий организовать досмотр пассажиров, и всё это стоит приличных денег.

Другие причины повышения стоимости проезда отмечают в Федеральной антимонопольной службе. По мнению начальника Управления контро­ля ТЭК ФАС России Дмитрия Махонина, региональным и муниципальным властям в первую очередь нужно заниматься повышением прозрачности формирования тарифов.

«В разных городах-миллионниках они сильно различаются. В Перми, например, проезд стоит всего 14 рублей, и он не индексировался несколько лет. С точки зрения недофинансирования отрасли в этом нет ничего хорошего, но на всех маршрутах работают частные компании, а себе в убыток они перевозить не будут. Есть в нашей стране города со стоимостью проезда в 30 рублей, и такая разница говорит о том, что методология формирования тарифов непрозрачная», - рассказал представитель ФАС.

Для определения выручки и доходов компаний представитель ведомства предлагает чётко определять объём перевозок, а делается это далеко не во всех городах страны. В некоторых муниципалитетах вводятся электронные билеты и современные системы фиксации пассажиропотока, но они не везде работают на должном уровне.

Большое влияние на рост цен оказывает существующее налогообложение нефтяной отрасли. В стоимости нефтепродуктов налоги составляют более 50 процентов, и за последние пять лет акцизы на топливо увеличивались 20 раз. Каждый раз это приводило к росту стоимости нефтепродуктов, и пока эта тенденция не изменится, они будут дорожать и дальше. Для стабилизации стоимости проезда в общественном транспорте эксперты предлагают ускорить перевод городского транспорта на газомоторное топливо.

мнение экспертов

Кирилл Янков, председатель МОО «Союз пассажиров»:

- В последние несколько лет москвичей стимулируют как можно больше пользоваться общественным транспортом. Именно поэтому в столице было введено разветвлённое «тарифное меню», но один и тот же вид тарифа каждые полгода не индексируется. В начале этого года увеличилась стоимость проезда на одну-две поездки, а сейчас настала очередь билетов на несколько поездок. Это повышение вполне оправданно, потому что зарплаты здесь больше и издержки столичных перевозчиков выше, чем в других городах нашей страны.

Надо понимать, что те деньги, которые собирают Московский метрополитен и Мосгортранс с пассажиров, идут только на покрытие затрат перевозчиков, а развитие инфраструктуры финансируется из бюджета.

Денис Калугин, член Молодёжной общественной палаты:

- Из-за инфляции в России московские власти не могут долго сдерживать тарифы. Именно по этой причине произошло очередное повышение. Главное, что на прежнем уровне удалось сохранить стоимость проезда для льготных категорий граждан. Это является большим успехом.

Я уверен, что со временем мы придём к практике «объявленного тарифа», которая предполагает раскрытие структуры цено­образования стоимости проезда. Сейчас люди слабо себе представляют, из чего она складывается, а ведь на рост тарифов влияет необходимость повышения безопасности перевозок пассажиров. За первый квартал этого года московские власти субсидировали метрополитен на сумму в 26 миллиардов рублей, и без этих денег он будет убыточный.

Просмотров 275

05.06.2014 20:06