Между СССР и Евросоюзом

Экономика

Зачем нам нужно новое интеграционное объединение

Процесс постсоветской интеграции вышел на качественно новый уровень: 29 мая 2014 года подписан межгосударственный договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — международного интеграционного объединения в составе России, Белоруссии и Казахстана. В самом ближайшем будущем в союз планируют вступить также Армения и Киргизия.

Евразийский экономический союз — новое инте­грационное объединение, призванное со временем заменить организацию со сходным названием — Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС), с которым его уже путают. В ЕвразЭС было больше стран-членов, однако некоторые приостановили своё членство (Узбекистан), намерены это сделать (Украина) либо являются наблюдателями. ЕАЭС — это более высокий уровень интеграции по сравнению с ЕвразЭС и другими экономическими объединениями на постсоветском пространстве; кроме того, предполагается, что в ЕАЭС войдут государства, не входившие ранее в состав СССР и даже не бывшие членами каких-либо региональных объединений с Советским Союзом. ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Договор о ЕАЭС вступит в силу 1 января 2015 года.

Высокий потенциал нового объединения ясен даже из сухих цифр. ЕАЭС — это мировое лидерство по территории — 20,2 тысячи кв. км; восьмое место по численности населения — 172 миллиона человек; шестая экономика мира с совокупным ВВП, достигающим почти три триллиона долларов. Ещё один триллион ожидается к 2030 году вследствие интеграционного эффекта. На страны ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов залежей нефти.

Согласно новому договору, союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы внутри ЕАЭС,­ а также осуществлять согласованную политику в таких отраслях, как промышленность, транспорт, энергетика и сельское хозяйство. В основе торговой политики остаётся договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, соответствующая правилам ВТО. Не изменятся и нормативы распределения доходов от пошлин на товары, ввозимые в ЕАЭС: 7,33 процента от их суммарного объёма получит Казахстан, 4,7 процента — Белоруссия, 87,97 процента — Россия.

Возникает вопрос: каковы преимущества ЕАЭС, что он реально даст рядовым гражданам? Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран можно определить в нескольких пунктах:

снижение цен на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья или экспорта своего готового товара;стимулирование «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счёт равного уровня экономического развития и вхождения на рынок новых игроков;увеличение средней заработной платы благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения;повышение окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка;увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 процентов.Если говорить проще, то, например, будут создаваться совместные предприятия, в частности, в северном Казахстане, которые будут производить продукцию сельскохозяйственного машиностроения, вертолётостроения, автомобилестроения (причём не только сборку, но и полный цикл производ­ства). Появятся новые рабочие места, соответственно, будет достаточно стабильная ситуация с зарплатой, люди будут иметь социальный пакет. Появятся новые стимулы и у бизнеса. В конечном счёте вырастет качество жизни стран-участниц. Но это, разумеется, произойдёт не сразу 1 января 2015 года, а постепенно.

Единой валюты для стран ЕАЭС, по мнению экспертов, в ближайшей перспективе не предвидится, хотя и были предложения создать платёжную единицу алтын, по образцу евро. Но пока даже к взаиморасчётам в единой валюте переходить рано.

Нельзя сказать, что ЕАЭС­ — это региональный аналог Евросоюза. ЕАЭС­ в первую очередь экономическое объединение (хотя экономика и политика тесно связаны между собой). Вскоре после Второй мировой войны нынешний Евросоюз начался с Объединения угля и стали, преобразованного в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). С этим этапом его развития наш ЕАЭС вполне можно отождествлять. Однако в последние десятилетия Евросоюз расширялся не по экономическим, а по политическим причинам, вобрав в себя страны, экономически отстававшие от лидеров и рассчитывавшие решать свои проблемы за чужой счёт. В итоге это привело Евросоюз к системному и продолжающемуся до сих пор экономическому кризису. Евразийскому экономическому союзу в ближайшие годы это не грозит. Перед нами — светлые перспективы.

мнения экспертов

Владимир Гутенёв

первый заместить председателя Комитета Государственной Думы по промышленности:

- Подписание договора о ЕАЭС было ожидаемым прежде всего в среде промышленников и предпринимателей. Это союз не только экономический, но и политический. Число его участников будет увеличиваться, по своей идеологии он привлекателен для многих стран, причём не только для тех, которые входили в периметр влияния Советского Союза. Дальнее зарубежье будет заинтересовано этим мощным развивающимся рынком, который обеспечит всем: и сырьевой базой, и хорошими кадрами. Есть все необходимые составляющие, чтобы союз не просто состоялся, но и успешно развивался.

Аза Мигранян

заведующая отделом экономики Института стран СНГ:

- В договоре по ЕАЭС подчёркнуты вопросы равноправия стран-участниц. Равенство голосов отличает ЕАЭС от его предыдущей формации — Таможенного союза. Равенство голосов позволяет принимать паритетные решения, которые могут, с одной стороны, способствовать развитию интеграции, с другой стороны, стать барьером на пути интеграционных процессов. Причин тому много, в первую очередь различие в уровне развития экономик стран-участниц, различие их интересов, степени развитости рыночной инфраструктуры. Поэтому тройка (на данный момент) участников будет неоднородной, в механизме равенства есть и рычаги развития, и рычаги торможения.

Тем не менее подписание договора — это базис для создания экономического союза.

Алексей Казаков

член Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

- Случилось главное событие, которое мы ожидали, — началось формирование второго полюса двухполярного мира на земном шаре. Как ни критиковали инициативы Москвы, как ни пытались разрушить славянский союз России и Белоруссии, как ни противодействовали нашему единению с Казах­станом, мы сделали этот шаг, и это серьёзное геополитическое изменение на карте мира. Это уже колоссальный успех. Второй момент, о котором следует говорить, — это информационно-идеологическая безопасность. Против нас сегодня активно работают, предлагаются разные конструкции и модели, направленные на то, чтобы разъединить наши народы, создать тренд необъединения под эгидой России. И конечно, в политике ничего не строится без экономики. Какой будет экономика Евразийского союза, создадим ли мы политику протекционизма внутри наших государств, позволяющую развиваться промышленности, сельскому хозяйству на нашей территории, или будем продолжать либеральную политику, которая держит экономику на сырьевой игле, — это важный вопрос.

Просмотров 330

05.06.2014 15:40