Композиторы перестали писать для оркестров
Образование и культура
Знаменитый дирижёр Владимир Юровский долгое время жил и работал в Европе. Вернувшись на родину, он в 2011 году стал художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова. Владимир Юровский считает, что без свободы не может быть музыки, он уверен, что задача любого государства - поддержать культуру. Владимир Юровский поделился своим видением закона о культуре.
- Сейчас, как вы знаете, в России проходит Год культуры, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с инициативой о необходимости принятия нового закона о культуре в РФ. Иногда бывает так, что творческая сфера и законодательство существуют как будто в параллельных плоскостях, не пересекаются и, значит, происходит непонимание. На ваш взгляд, нужен ли в РФ закон о культуре?- Я уехал из Советского Союза в 90-м году и вплоть до 2002 года в России не бывал. В странах, в которых мне приходится работать помимо России, закона о культуре не существует. Я считаю, что культура - это то, что государство, безусловно, должно поддерживать, но речь идёт исключительно о вопросах поддержки, сама культура, с моей точки зрения, регламентироваться законом не может.
- Понятно, что тот жанр, которому вы себя посвятили, симфоническая музыка, опера без государственной поддержки существовать абсолютно не может. А чего вправе государство ожидать от творцов, оказывая поддержку, а что, может быть, оно должно и потребовать?
- Поддерживая театральные оркестры, оперные труппы и прочие творческие коллективы, государство вправе ожидать и требовать высокого профессионализма и качества выполняемой артистами работы. Артисты же обязаны нести своё искусство в жизнь, охватывая своей просветительской деятельностью максимально широкие круги населения.
- Знаю, что вы очень большое внимание уделяете современной музыке. Как поддержать развитие современного музыкального искусства? Классики, естественно, вечны, бессмертны, но мы не можем остановить музыкальный процесс.
- Я с вами абсолютно согласен, и не далее как вчера в моём разговоре с работниками Московской филармонии высказал именно эту же мысль. Сказал о том, что, с моей точки зрения, государству необходимо установить своего рода квоту на присутствие современных, актуальных сочинений в программах филармонии и выделять специальную дотацию. Если мы будем продавать только то, что продаётся само, то искусство просто перестанет существовать в филармонических, оркестровых пространствах. Даже среди людей поколения Шнитке есть огромное количество композиторов, которые, к сожалению, забыты, их произведения не звучат сегодня. Я не говорю уже об актуальной музыке. Не звучит даже то, что написано в последние 10-15 лет! Люди перестают писать для оркестров, потому что какой смысл, если всё равно не сыграют. Государство в лице Министерства культуры и Министерства образования должно было бы, с моей точки зрения, обратить на это всё очень серьёзное внимание, как это, например, происходит в той же Франции или Германии. Там есть определённые отделы в Министерстве культуры, которые занимаются пропагандой и поддержкой нового искусства.
Речь идёт не только о музыке, изобразительное искусство, кино, конечно, тоже поддерживается. Мне кажется, что если мы будем подходить к искусству исключительно как к политическому орудию, то от серьёзной музыки, без которой невозможна культура ни одной страны, скоро ничего не останется.