Заложники в небе

Социум

В начале июня Дума планирует рассмотреть законопроект об ужесточении административной ответственности за правонарушения в самолёте

Его авторы предлагают ввести механизм формирования чёрных списков нарушителей, которым авиакомпании смогут отказывать в перевозке. В этот реестр могут попасть люди, признанные судом виновными в правонарушениях на борту.

Не раскачивайте самолёт

Искатели приключений чувствуют сейчас себя в небе весьма уверенно, поскольку по статье 20.1 Административного кодекса их выходки классифицируются как «мелкое хулиганство» с символическим штрафом в одну тысячу руб­лей. Только если хулиган даст волю рукам или будет угрожать захватить самолёт, после его возвращения с небес на землю можно будет применить к нему более серьёзные статьи Уголовного кодекса, такие как статьи об угоне воздушного судна или причинении вреда здоровью той или иной степени тяжести. А вот приставать к другим пассажирам с разговорами «за жизнь», браниться и просто развязно себя вести ему никто не мешает. В Воздушном кодексе отмечено, что меры принуждения к дебоширу имеет право применить только капитан воздушного судна. Но у того есть дела поважнее, отвлекать его экипаж будет в самом крайнем случае. И если до этого дойдёт, то зачастую принимается решение посадить самолёт, чтобы избавиться от разбушевавшегося пассажира. Затем авиакомпания уже через суд пытается взыскать с дебошира возмещение убытков за незапланированную посадку. Потерянное время и нервы остальным пассажирам конечно же никто не вернёт.

Полетел на море, приземлился на нары

Внимание к этой проблеме усиливается после каждого нового происшествия. Эксперты убеж­дены, что в сравнении с другими странами её законодательное регулирование у нас значительно отстаёт. Управу на авиадебоширов ищут уже давно, и различных предложений накопилось немало. Так, в начале мая председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов заявил, что нарушители спокойствия на земле должны «встречаться» с Уголовным кодексом, и предложил дополнить его новой статьёй - «Хулиганство на воздушном транспорте». В этом случае эпатаж на борту самолёта может обернуться лишением свободы сроком до пяти лет. В феврале прошлого года первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин хотел обязать авиакомпании устанавливать в салонах самолётов видеокамеры, а первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Виталий Ефимов тогда же предлагал запретить россиянам проносить в самолёты алкоголь, даже при­обретённый в duty free. Правда, эти инициативы так и остались либо идеями, либо не прошли первого чтения.

Недавно Комитет Государственной Думы по транспорту дал зелёный свет законопроекту председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций либерал-демократа Ярослава Нилова, позволяющему авиаперевозчикам вести так называемые чёрные списки. Инициатива рекомендована к рассмотрению и принятию в первом чтении 10 июня. Суть её проста: устроил балаган на борту - будь уверен, что в ближайшие пять лет авиа­билет тебе никто не продаст. Практика чёрных списков хорошо зарекомендовала себя за рубежом, и российские авиакомпании уже давно ведут их неофициально, хотя и не имеют права отказывать в продаже авиабилетов в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В настоящие время в реестре такого рода, например у компании «Трансаэро», находятся порядка 1100 нарушителей, а у «Аэрофлота» - 1821 человек. Президент фонда «Партнёр гражданской авиации» Олег Смирнов заявил, что «если этот документ будет принят, то это будет огромным шагом вперёд». Но для прекращения любых происшествий на борту самолёта, на взгляд специалиста, дебошир также должен нести моральную, материальную и уголовную ответственность.

Представлением эксперта о справедливости наиболее полно отвечает законопроект депутатов Игоря Баринова и Игоря Игошина, который находится на рассмотрении в Государственной Думе с сентября прошлого года. Документ содержит целый комплекс мер по борьбе с распоясавшимися путешественниками. Помимо создания чёрных списков и ужесточения наказания за дебош, он наделяет членов экипажа правом усмирять буйных пассажиров силой с разрешения капитана.

Игорь Игошин пояснил «Парламентской газете», что главным различием между инициативой Ярослава Нилова и их законопроектом является то, что в их варианте вина будет устанавливаться только через суд, в то время как в законопроекте его коллеги этот принципиальный момент не оговорён. «Лишение права летать в нашей огромной стране - наказание серьёзнейшее. Попробуйте с Чукотки или Магадана без самолёта выбраться. И нельзя допустить, чтобы человека объявили «невыездным» за то, что кому-то показалось, что он косо посмотрел», - заявил парламентарий.

кстати

В феврале этого года «Аэрофлоту» удалось взыскать 704 тысячи рублей за вынужденную посадку самолёта с жителя столицы Андрея Криворучко. Набравшись во время перелёта в Шанхай, Криворучко начал скандалить, сцепился с бортпроводником и уверял всех пассажиров, что «его не возьмут».Цена примирения между экс-топ-менеджером «Росгеологии» Андреем Третьяковым и избитым им в декабре 2013 года бортпроводником авиакомпании «Глобус» составила более одного миллиона рублей.Пожалуй, самый известный авиадебошир Сергей Кабалов в феврале текущего года был приговорён к 3,5 года лишения свободы за попытку угона самолёта и нанесение побоев стюарду. Но впоследствии Верховный суд России смягчил наказание до 1 года 8 месяцев, сняв обвинение в попытке угона самолёта.В декабре 2012 года известный самбист Александр Емельяненко устроил пьяный дебош на борту самолёта «Аэрофлота», летевшего из Москвы в Барнаул. За курение, ругань и провокации пассажиров на драку спорт­смен был признан виновным в мелком хулиганстве и оштрафован на 700 рублей.

а как у них?

В международной практике взаимоотношения пассажиров и экипажа регламентируются правилами, прописанными в документах Международной организации гражданской авиации. Непосредственная ответственность за соблюдение порядка возлагается на стюардов и стюардесс. Командир воздушного судна несёт общую ответственность за безопасность и принимает решение о тех или иных действиях в зависимости от ситуации. Помимо этих общих правил, авиакомпании на своё усмотрение могут вводить дополнительные меры безопасности.

В США при управлении транспортной безопасности существует специальная федеральная служба «воздушных маршалов», сотрудники которой сопровождают рейсы под видом простых пассажиров и при необходимости имеют право применять силу. Также «воздушные маршалы» присутствуют на гражданских рейсах в Китае и Индии, а в Гонконге их функцию выполняют стюардессы, владеющие боевой техникой вин-чунь. Во Франции и Великобритании «воздушных маршалов» нет, но там весь экипаж обязан проходить специальные курсы по усмирению неадекватных пассажиров.

Просмотров 321

29.05.2014 18:39