Петербургский форум ответил на санкции Запада

Эхо форума

Наша политика и экономика разворачиваются на Восток. Но и для традиционных партнёров двери не закрыты: власти готовы помогать тем, кто не поддастся на уговоры своих правительств свернуть бизнес-контакты с Россией

Петербургский международный экономический форум, прошедший 22-24 мая, здорово отличался от предыдущих: о политике здесь говорили даже чаще, чем об экономике. И это закономерно.

- В этом году появились новые вызовы, вытекающие из политических процессов, — сказал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. — Это и определённое обострение международной ситуации, и постоянные разговоры о так называемых санкциях в отношении Российской Федерации. Это и фактическое банкротство одной из крупнейших европейских стран — Украины, которая, к сожалению, уже не может платить по своим долгам, в том числе за российский газ. И это порождает новые проблемы — не только для братского народа Украины, но и для промышленности этой страны. И, к сожалению, для обеспечения энергобезопасности всей Европы. Вторая особенность форума в том, что многих, кто хотел принять в нём участие, принуждали отказаться от поездки в Петербург. Особенно активно над этим работали чиновники и политики за океаном. Ну что сказать… Стыдно, недостойно, нецивилизованно. Приличные люди так не поступают.

Всего форум недосчитался 34 руководителей крупных корпораций, в основном из США: вместо себя они прислали менеджеров рангом пониже.

- Те, кто не приехал на петербургский форум, пожалеют — здесь много интересного, — посочувствовал отсутствующим первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — Россия — тот партнёр, с которым имеет смысл дружить.

Где деньги за газ?

Хотя деловая часть форума началась с первых же минут его работы, все ждали главного события ПМЭФ: выступления президента Владимира Путина. Именно он должен был дать анализ политической ситуации, сложившейся из-за событий на Украине. И он это сделал.

- В холодной войне никто не заинтересован, — сказал глава государства. — Но если весь бонус России заключается в том, что ей разрешают рядом посидеть и послушать, что говорят другие, то это не та роль, на которую Россия может согласиться. Мы всегда учитываем интересы партнёров, но есть какие-то линии, за которые мы не можем переступить. И вот в отношении Украины и Крыма — это как раз такая линия.

Он признал, что диалога с Западом не получилось: с Россией просто не стали договариваться.

- Такого снобизма я давно не видел, — констатировал президент.

Взаимодействовать с новыми властями в Киеве Кремль обязательно будет. Но свой интерес на этот раз не забудет.

- Давайте говорить конкретно. Где наши 3,5 миллиарда долларов за газ?

Иностранные бизнесмены такую позицию поняли сразу. И тут же получили авансы и в свой адрес: президент заявил, что тем, кто не внял призывам западных лидеров отказаться от деловых контактов с Россией, наше государство поможет развивать бизнес.

А пока Россия обратила внимание на Азию. Это было видно даже по составу участников: место не приехавших американцев тут же заняли представители стран Востока.

Можем сами

- Мы привыкли, что мы богатая сырьём страна, а всё остальное — это как бы мелочи, — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в интервью каналу «Россия». — И сейчас, хотя говорят об экономических санкциях, это инструмент политической борьбы. Конечно же, это заставляет нас отмобилизоваться, собраться, включить мозги, подумать, как нам избавиться от этой зависимости. Ведь дошло до того, что мы заходим в магазин, а там от гвоздей и пуговиц до всякой мелочёвки — всё импортного производства. В первую очередь это сфера для малого и среднего бизнеса. Понятно, что ни одна страна в мире не может, да это и не нужно, производить все товары для внутреннего потребления, но иногда просто стыдно, если какие-то крючки или полотенца только импортные. Малый бизнес может их производить! У нас есть для этого все возможности и ресурсы. Но это не значит, что нужен внутренний протекционизм, в результате которого мы будем выпускать товары плохого качества и по цене выше, чем мировые, нет, мы должны работать в конкурентной среде. И если мы малому и среднему бизнесу дадим реальную свободу, поверьте, и спички, и зубочистки, и полочки, и крючки будут.

- Без доверия ничего не может быть ни в бизнесе, ни в политике, — считает член Совета Федерации Артур Чилингаров. Поэтому мы приветствуем всех, кто, несмотря на всевозможное давление и санкции, прибыл на этот форум в мой родной Петербург, где гостеприимно встречают. Было чётко заявлено: всем, кто будет участвовать в этом форуме, мы готовы помогать и содействовать развитию бизнеса.

- Сегодняшний форум, наверное, в первый раз на моей памяти показал действительно живую дискуссию, прямую, открытую — то, чего, пожалуй, не было никогда раньше. За это можно сказать отдельное спасибо и модератору, и ключевому докладчику — президенту Владимиру Путину, — отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин. — Ключевая мысль была в том, что без нормального диалога с обеих сторон невозможно достичь позитивного результата. А время монологов, ярких лозунгов, когда все говорят, но не слушают друг друга, — оно заканчивается.

Фанаты инноваций

Одной из центральных дискуссий форума стала панельная сессия, посвящённая приоритетам инвестирования. Спикеры обсуждали, с какими проблемами сталкиваются бизнесмены и власти, пытаясь осуществить инновационные проекты. Оказалось, что таких проблем множество.

- Экономика России, как и ряда стран, испытывает сложности, но при этом и российский бизнес, и российская власть с большим или меньшим успехом отвечают на вызовы, — начал дискуссию председатель Госдумы Сергей Нарышкин. — Выстраивается высококапитализированная финансовая инфраструктура, регулирование финансовых рынков консолидировано на уровне единого мегарегулятора, различными инструментами поддерживается макроэкономическая стабильность. Наводится порядок в такой капиталоёмкой сфере, как государственные и муниципальные закупки, и, наконец, все государственные обязательства перед гражданами надёжно гарантированы.

А вот заместитель министра экономического развития Сергей Беляков решил не сластить пилюлю:

- Похвастаться нечем. У нас нет результатов деятельности, которые мы можем предъявить бизнесу, обществу. Мы по-разному оцениваем бизнес-климат. У нас разные критерии и технологии оценки. Но как бы мы ни оценивали, если среда привлекательна для бизнеса, это и так сразу видно. Пока же в России некомфортная для бизнеса среда. Хотелось бы сказать обратное, но не могу. С одной стороны, мы на третьем месте в мире по инвестициям после США и Китая. С другой — у нас растёт отток капитала из страны.

Замминистра назвал несколько причин такого положения: во-первых, уровень бюрократии, уровень участия государства в бизнес-процессах. У чиновников огромный объём функций, с которым эффективно справиться не могут даже самые лучшие госслужащие. Во-вторых, количество противоречий в законодательстве не даёт вести бизнес, ничего не нарушая. А значит, предприниматели решают свои вопросы неформально, подпитывая коррупцию. В-третьих, нет конкуренции в экономике, следовательно, нет необходимости улучшать бизнес — всё и так хорошо и инновации не нужны.

- Будут санкции со стороны Запада или нет — уже разговоры о них должны стать поводом для прорывного развития, — выдал свой рецепт поддержки экономики первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Владимир Кононов. — Очень важно создавать государственные возможности для сохранения старого и создания нового. Важна и защита отечественного производителя. Нужна программа, нацеленная на прорыв.

Ректор РАНСиГС Владимир Мау назвал ещё одну проблему, с которой очень скоро столкнётся бизнес:

- Мы имеем страну с низкой безработицей и загруженными мощностями. Следовательно, сейчас основная проблема инвестора — найти квалифицированные кадры.

- Чтобы быть конкурентными, наша экономика и наша работа должны строиться на инновационности, а инновационность сама по себе не формируется, — сказал президент Татарстана Рустам Минниханов. — Её надо создавать, и главной движущей силой для этого выступают люди.

- Инновационное развитие должно стать настоящим приоритетом руководителей регионов, — подытожил дискуссию Сергей Нарышкин. — Представители власти должны стать фанатами инноваций.

- У всех здесь оптимистический настрой, — прокомментировал услышанное председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. — Это показала дискуссия о привлечении инвестиций, инноваций. Уделено внимание подбору кадров — мы уже достигли максимума занятости населения. Мы должны быть конкурентоспособными, а это достигается не природными ресурсами, а мозгами.

Мнение скептика

Традиционно на ПМЭФ высказываются разные точки зрения, в том числе и критические. Ведь форум — площадка для дискуссий. Поэтому бывший министр финансов Алексей Кудрин не спешит во всём соглашаться с мнением руководства страны:

- Меры по стимулированию экономики мне кажутся очень разнородными. У меня не сложилось общего ощущения, что их достаточно. Те, что связаны с улучшением инвестиционного климата, с инвестиционными рейтингами и другими вещами, полезны, я их полностью поддерживаю. Они являются продолжением уже начатых ранее «дорожных карт» в области развития предпринимательства. Это хорошие шаги, но они не делают картину.

Целый ряд программ, связанных с размещением инвестиций в инфраструктурные объекты, в удвоение строительства дорог, модернизацию промышленности, по моей оценке, пока не сбалансированы. То есть масштаб инвестиций, государственного участия, которые потребуют проекты, нуждаются в более чётком объяснении источников таких инвестиций.

Меры, связанные с долгосрочным инвестированием и проектным финансированием, долгосрочными кредитами со ставкой «инфляция +1», в целом, по-моему, неплохие, но они требуют объяснения, потому что проекты разные по рентабельности, по проработанности, по качеству гарантии залогов. Делать одну ставку для всех невозможно. Значит, мы имеем дело с какого-то рода субсидиями и с дополнительными гарантиями государства, которое возьмёт на себя часть рисков. Всё это требует некоторого дообсуждения, чтобы понять источники и масштаб государственного влияния и инвестиций. В каких-то случаях это может оказаться критичным для государственных обязательств.

Справка

Самые крупные сделки на форуме заключались в нефтегазовой сфере. Лидером является «Роснефть», на счету которой 50 контрактов. Среди них — о 15-летних поставках 20 миллиардов кубометров газа Русалу и 16 миллиардов кубометров компании «ЕвроСибЭнерго».

Лукойл вместе с французской Total будет добывать сланцевую нефть в Западной Сибири.

Суммы всех этих сделок не раскрываются. О них можно судить только косвенно: министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что всего на ПМЭФ заключено контрактов на 400 миллиардов рублей.

Просмотров 435

29.05.2014 19:55