Пересадка органов

Обсуждаем законопроект

Смогут ли муниципальные милиционеры улучшить работу федеральных полицейских

Возможно, вскоре охранять общественный порядок на улицах станут сотрудники муниципальной милиции. Соответствующий законопроект разработан и уже направлен на согласование в Правительство группой депутатов фракции «Справедливая Россия». По мнению разработчиков, передача части полицейских функций муниципалам повысит уровень доверия граждан к правоохранительным органам.

Налог на безопасность

Согласно подготовленному документу, муниципальной милиции предлагается отдать функции участковых инспекторов и сотрудников патрульно-постовых служб. Как раз тех, кого больше всего не хватает сейчас в городах и посёлках. Задачей милиционеров станет профилактика преступности, работа с населением, патрулирование, задержание и доставка нарушителей в околоток. Составление протоколов, допросы и расследования, как и прежде, будут входить в компетенцию полицейских.

«Основным назначением новой структуры станет поддержание спокойствия, защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, — рассказала «Парламентской газете» один из разработчиков законопроекта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова. — Документ также предусматривает, что муниципальные власти при наличии соответствующих ресурсов могут возлагать на милицию полномочия по охране объектов».

Количество сотрудников будет определяться возможностью местных бюджетов, на которые и упадёт содержание милиции. Предполагается, что милиционерами в первую очередь станут те, кто недавно уволился из силовых структур. Главу же муниципальной милиции граждане будут выбирать из числа наиболее достойных жителей города или района.

Работа над ошибками

«Предусматривается также, что местные власти вправе устанавливать налог на охрану общественного порядка и содержание муниципальной милиции, — пояснила Татьяна Москалькова. — Эта мера повысит ответственность милиции перед населением, будет стимулировать жёсткий контроль её деятельности».Идея создания милиции «двора и района» в нашей стране не нова. Так, в сентябре 1992 года в Москве появились первые 50 экипажей муниципальной милиции, которые бывший тогда градоначальником Юрий Лужков назвал «милицейской гвардией мэрии». На муниципалов возлагались большие надежды, да и платила столица своим стражам порядка в разы выше, чем федералам. Но вскоре стало понятно, что особой помощи в борьбе с преступностью от них нет. Наделив «гвардию» правами, с неё сняли все милицейские обязанности. Доставил пойманного на улице в отделение, сдал с рук на руки, — а там хоть трава не расти.

Чуть позже, в 1999 году, эксперимент по созданию муниципальной милиции проводился уже в трёх регионах нашей страны. Он также не принёс ощутимых результатов. Основная причина — милиция, как правило, занималась задачами, не связанными с охраной общественного порядка. Порой это были прямые указания непосредственного руководителя — главы района, например. Прокуратура также фиксировала неоднократные факты коррупционных преступлений, например вымогательств у мелких предпринимателей. Слабым было и взаимодействие с МВД. Часто сотрудники федеральной и местной милиции дублировали или даже подменяли друг друга. Иногда это происходило из-за того, что местные законы, касающиеся действий муниципалов, противоречили федеральному законодательству. Эксперимент свернули.

Следить за порядком всем миром

Однако запрос на создание такой структуры в обществе существует. Об этом говорит появление в последние несколько лет большого числа общественных объединений, которые занимаются тем, что входит в обязанности правоохранителей: например, выявление точек по торговле наркотиков, выявление нелегальных мигрантов и тому подобное. Насколько законна их деятельность — большой вопрос, но количество подобных «клубов по интересам» растёт из года в год.

Поэтому, не дожидаясь принятия федерального закона о муниципальной милиции, в некоторых регионах уже приступили к её созданию. К примеру, в Ижевске она существует с 2011 года как структурное подразделение администрации города. Начальник управления муниципальной милиции Ижевска Николай Шингаркин сообщил «Парламентской газете», что основная задача его подчинённых — наводить порядок в сфере благоустройства: «Чаще всего наказываем за нарушение чистоты улиц, порядка проведения строительных работ. Среди оштрафованных были управляющие компании, муниципальные предприятия, крупные торговые центры». По его словам, в штате у них 26 человек, зарплата, как у муниципальных служащих, что конечно же «в разы ниже ставок сотрудников полиции».

Общественный порядок в Краснодарском крае в 2012 году начала охранять муниципальная казачья милиция, а в феврале 2014 года глава города Златоуст Челябинской области Вячеслав Жилин, съездив в Ижевск, также организовал в городе управление муниципальной милиции. О необходимости муниципальных милиционеров уже заявили Подмосковье и Волгоградская область.

Подготовленный депутатами законопроект пока никак не комментируют в МВД. Но аналитики правоохранительного ведомства убеждены, что его ждёт непростая судьба: неясны объёмы финансирования структуры, подготовка и проверка кадров для муниципальной милиции. Скепсис вызывает у правоохранителей и выборность начальника муниципальной милиции: граждане могут избрать на эту должность человека, известного в городе или посёлке, но абсолютно некомпетентного в деле защиты правопорядка.

Безусловно, нужно будет вносить изменения в действующее законодательство — в федеральные законы о полиции, о местном самоуправлении, в Бюджетный кодекс и другие. По подсчётам авторов инициативы, изменения потребуют свыше четырёх десятков законодательных актов.

мнения

Александр Чекалин

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Всего несколько лет прошло после начала масштабной реформы Министерства внутренних дел. По сути, она ещё не завершена. Да, в ходе реформирования было сокращено число участковых и сотрудников патрульно-постовой службы. Это и есть главный аргумент разработчиков нового законопроекта о муниципальной милиции — усилить охрану общественного порядка с помощью новой структуры. Но зачем изобретать велосипед, когда он уже существует? Может быть, увеличить в некоторых регионах количество рядовых сотрудников и вернуться к практике региональных доплат, чтобы усилить их мотивацию?

Кроме того, 2 июля 2014 года вступает в силу Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Его ведь и принимали как раз для того, чтобы общественники смогли помогать полиции. Давайте посмотрим, как он будет работать. Убеждён, что создавать ещё одну дополнительную структуру в виде муниципальной полиции преждевременно.

Антон Цветков

член Общественной палаты РФ, председатель президиума Общероссийской общественной организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»:

- Муниципальная милиция нужна для того, чтобы она патрулировала улицы, особо опасные участки. Ведь у нас в каждом регионе есть своя определённая специфика, которую и будут знать сотрудники муниципальной милиции. Нужно признать — на улицах не хватает участковых, сотрудников патрульно-постовой службы. Поэтому создание муниципальной милиции — позитивная идея. Однако муниципалы должны быть не вместо полиции, а работать параллельно с ней.

Просмотров 301

29.05.2014 16:16