Инвестируй в культуру или строй тюрьмы

2014 — Год Культуры

Следующий 2015 год в Польше объявлен Годом культуры. Он станет перекрёстным для двух наших стран. Организатором с польской стороны стал Институт Адама Мицкевича, крупнейшее национальное учреждение, презентующее польскую культуру в мире. Недавно в Москве побывал дипломат, редактор, музыкальный продюсер, издатель Павел Поторочин (на снимке), директор Института Адама Мицкевича в Варшаве.

- Каким образом происходит законотворчество у вас, и самое главное, есть ли у вас министерство культуры и как оно работает?

- У меня такое впечатление, что министерства культуры начинают работать только тогда, когда артисты и художники его заставляют. Я бы хотел рассказать об общественном движении, которое называется «Граждане культуры». Когда оно возникло в 2009 году, государство выделяло 0,5 процента бюджета на культуру. А в 2015 году мы должны достичь уже одного процента, то есть это именно то, чего может добиться хорошо продуманное, организованное общественное движение в Польше.

- Есть приёмы убеждения?

- Десятки встреч и научные исследования, подготовленные экономистами. И в конце концов это прозрачное разъяснение для власти, что культура - тот сектор экономики, в котором работают множество людей, что во время выборов может означать полмиллиона избирателей. Кто получит конкретно эти голоса? Наше общественное движение добилось результата. Ведь альтернатива проста: инвестируй в культуру или строй тюрьмы!

- Как работать с политиками, для того чтобы продвигать культуру?

- Я предлагаю сначала подсчитать, какова ценность, вклад культуры в развитие государства. Есть страны, в которых цифра эта - от одного до двух процентов, а есть, где от пяти до шести. А потом надо сравнить, сколько в масштабе государства правительство страны выделяет денег на культуру, и не в процентах, а в конкретных суммах, миллиардах рублей, например. И надо показать буквально наглядно на одном слайде, сколько культура получает, а на другом, сколько она производит для общей экономики. Даже для тех, кто не ходит на выставки и не слушает музыку, не посещает музеи, даже для них это будет аргументом. Культура - это великолепный бизнес. В некоторых странах один доллар, один евро, инвестированные в культуру, приносят прибыль в десятки, сотни раз больше. Деньги, потраченные на культуру, вложены в воспитание следующего поколения, развитие людей. Мы избегаем применять слова - «траты на культуру», мы говорим - «инвестиции в культуру». Культура - это не расходы. Популизм в культуре определяется словами: культура должна на себя заработать сама. Когда я это слышу, то предлагаю, чтобы армия жила на те деньги, которые награбит на войне, а полиция - на то, что заберёт у бандитов.

- Вы занимаетесь продвижением польских знаменитых имён по всему миру. Почему это делают отдельные агентства, а не министерство культуры?

- На самом деле мы не занимаемся продвижением польской культуры за границей, мы занимаемся обменом идеями. На сто процентов точно мы не занимаемся пропагандой. Мы говорим правду, независимо от того, насколько она может быть болезненной или даже смешной. Во-первых, ещё от Аристотеля мы знаем, что правда прекрасна, и в течение тысяч лет ничего не изменилось. Кроме того, во всём мире общественность получила иммунитет на пропаганду. Пропаганда уже действительно никого не интересует, а правда, искренность - интересует. Скоро мы будем жить в мире, когда стоимость рабочей силы везде будет одинаковой. Продукция тоже. В глобальной гонке инвестиций станет выигрывать народная марка. А что такое собственный бренд? Это идентичность, эмоции и культурные ценности.

- То есть культура - это имидж страны.

- Ничто другое не считается важным, значение имеют лишь человеческие ценности.

«Парламентская газета» совместно с радиостанцией «Орфей» представляет серию публикаций и цикл передач на радио под общим названием «Культура закона». Главная задача проекта — общественное обсуждение готовящегося закона о культуре. К разговору мы собираемся привлекать творческих людей и законодателей. 

Просмотров 482

22.05.2014 18:17