Вас запрашивает парламент России

Законодательный контроль

Эффективность парламентских запросов превосходит многие ожидания

У многих жителей России насчёт этого инструмента законодательной власти существуют мнения, которые лежат в области двух крайностей. Одна — запрос нужен только для того, чтобы призвать к порядку определённое министерство или ведомство. Вторая крайность — обращение парламентариев не более чем формальность, не имеющая никакого реального действия. Каковы последствия парламентских запросов, подготовленных за последнее время Советом Федерации? Это пытался выяснить корреспондент «Парламентской газеты».

Обращение палаты, а не отдельных парламентариев

Комитет Совета Федерации по социальной политике — рекордсмен палаты регионов по количеству подготовленных в Правительство РФ парламентских запросов. Это не­удивительно: проблем в этой сфере больше всего. Вот и последний запрос касается возрождения эколого-курортного региона РФ Кавказские Минеральные Воды. Почему для этого потребовалось обращение всей палаты, а не отдельных сенаторов? «Скрупулёзно изучив вопрос, мы поняли, что картина проб­лем получается очень пёстрая. Нужно объединить усилия нескольких регионов и разных ведомств — без комплексного подхода участь полуразрушенного курорта такого масштаба будет печальна. Это будет набор отрывочных решений, не решающих главной задачи — создание курортной зоны федерального значения», — пояснил председатель Комитета по социальной политике Валерий Рязанский.­

Не устраивало парламентариев и то, что срок на принятие их программы развития этого особо охраняемого эколого-курортного региона истёк ещё в прошлом году. Всё это побудило парламентский запрос от всей палаты.

Адвокат здравого смысла

Эксперты сходятся во мнении, что если бы парламентские запросы использовались часто, то их эффект был бы невысок. Отметим, что такие запросы стоят всего на ступеньку ниже, чем принятие федерального закона. К такому документу и внимание соответствующее. Особенно, когда он затрагивает конфликт интересов разных министерств и выступает своеобразным адвокатом здравого смысла — в корпоративных спорах могут тормозиться важнейшие программы.

Есть случаи, когда парламентский запрос выступает как мягкая, но от этого не менее мощная сила. Например, в мае 2013 года объектом его стала глава Минздрава Вероника Скворцова, которая допустила неоправданно высокие расходы на информатизацию здравоохранения. Совет Федерации посчитал целесообразным провести дополнительный аудит заключаемых ведомством госконтрактов, но прежде попросил Минздрав проанализировать ход создания единой информационной системы для врачей и пациентов. Всё дело в том, что на конкурс по созданию системы управления скорой помощью было заложено около 930 миллионов рублей. Но это меркло по сравнению со вторым конкурсом — он проводился даже не на создание инфосистемы, а на аренду центра обработки данных. Причём полгода такой аренды было оценено… в два миллиарда рублей!

Эффективность парламентского запроса превзошла все ожидания — цены по первому конкурсу были снижены в четыре раза, по второму — в десять!

Сотни миллионов сэкономленных рублей

С запросами связана крайне чувствительная для законодателей тема — нередко на письма депутатов, сенаторов местные власти отвечают откровенными отписками. Возможна ли отписка на парламентский запрос? Сенатор Валерий Рязанский утверждает, что в его практике таких случаев не было: «Общая прак­тика подготовки ответа на запрос — месяц, и редко когда он нарушается. «Отписок» за всё время моей работы и в Госдуме, и в Совете Федерации (а это более 15 лет парламентского стажа. — Прим. авт.) я не помню».

Вместе с тем неправильно воспринимать парламентский запрос в качестве кнута для нерадивого чиновника. По мнению самих сенаторов, это скорее указание Правительству на решение тех или иных задач. Так, после запроса, в котором речь шла о неотложных мерах, помогающих выявлению рака молочной железы, Минздрав включил меры по борьбе с этим заболеванием в госпрограмму развития здравоохранения. А обращение сенаторов по жилью для детей-сирот привело к тому, что в бюджете 2013-2014 годов расходы на строительство такого жилья увеличились на шесть миллиардов рублей.

парламентские запросы Совета Федерации за 2012-2014 годы

30 мая 2012 года. Обращение к Правительству в связи с необходимостью принятия неотложных мер по раннему выявлению, снижению заболеваемости и смертности женщин от рака молочной железы в Российской Федерации.

10 октября 2012 года. Парламентский запрос министру обороны по вопросу о неотложных мерах по обеспечению безопасной утилизации боеприпасов, ракет и взрывчатых материалов.

26 мая 2013 года. Парламентский запрос министру здравоохранения по вопросу об информатизации здравоохранения Российской Федерации.

26 мая 2013 года. Парламентский запрос председателю Правительства по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

26 февраля 2014 года. Парламентский запрос министру здравоохранения по вопросу о финансировании деятельности медицинских организаций, оказывающих высокотехнологическую медицинскую помощь.

16 апреля 2014 года. Парламентский запрос председателю Правительства по вопросу развития эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказские Минеральные Воды.

справка

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

Обращение парламента или одной из его палат к государственному органу или должностному лицу за предоставлением информации по вопросам парламентской компетенции. Один из инструментов парламентского контроля. Проект парламентского запроса выносится на рассмотрение палаты и принимается или отклоняется ею согласно принятым процедурам. Ответ на запрос оглашается на заседании палаты. Запрос принимается большинством голосов членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Запросы могут быть адресованы председателю или членам Правительства России, Генеральному прокурору, председателям Счётной палаты, Центробанка, ЦИК РФ, избирательных комиссий, комиссий референдума, руководителям иных федеральных и региональных органов власти, а также Пенсионного фонда, Фонда социального страхования РФ, ФОМС РФ. При этом должно соблюдаться правило о недопустимости вмешательства членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов. Должностное лицо должно дать ответ на запрос в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения либо в иной срок, установленный палатой.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Официальное обращение парламентария в государственные органы или к должностным лицам с требованием предоставить какие-либо сведения. Право депутатского запроса имеют депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Запрос может быть обращён к Правительству, Генеральному прокурору, главе Центробанка, руководителям иных исполнительных органов власти. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Кроме того, право депутатского запроса принадлежит депутатам представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. 

Просмотров 1124

07.05.2014 16:21