День Победы — вчера и сегодня

Наша тема | Память войны

С каким чувством россияне встречают этот праздник

В этом году празднование Дня Победы для россиян важно как никогда, уверен глава Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон. По его мнению, отношение к празднику будет интуитивно сопряжено с возвращением Крыма в состав России. Корреляция на уровне ассоциаций и понятий очевидна.

Крымский элемент

По словам Александра Ослона, Победа в Великой Отечественной войне — это одна из высших ценностей, которая была и есть в нашей стране. Именно она позволяет всем последующим поколениям россиян причислять себя к народу, способному на великие свершения.

- Любая победа — это повышение самооценки, — пояснил «Парламентской газете» гендиректор ФОМ. — Праздник 9 Мая всегда поддерживал в людях это состояние. Благодаря победному духу мы восстановили страну из руин после войны, мы первыми полетели в космос, могли и можем добиваться высоких результатов в спорте, как показала Олимпиада в Сочи. Теперь в этот ряд достижений встал и Крым.

Как утверждают социологи, свыше девяноста процентов сограждан расценивают присоединение Крымского полуострова как позитивное событие, как ещё один элемент Великой Победы.

Сбой программы

Однако всплеск единодушного преклонения перед подвигом советского народа проявляется на фоне довольно слабых знаний о Великой Отечественной войне, важнейших её этапах и героях, отдавших жизнь за Родину. По данным того же Фонда «Общественное мнение», у 82 процентов россиян есть родственники, которые воевали в Великой Отечественной. Однако четверть молодых людей уверены, что никто из их близких не был на фронте. То есть память о войне в некоторых семьях уже не передаётся из поколения в поколение. Основные знания о ней тинейджеры получают из системы образования, кино и художественной литературы.

Налицо явные сбои исторической памяти: школьники и студенты во время опросов считают Жукова и Суворова однополчанами, а героем войны называют Штирлица. Что уж говорить, если одна тридцатилетняя учительница недавно мне призналась, что была уверена, будто георгиевские ленточки советские солдаты перед боем повязывали друг другу на руку. Оттуда, мол, и берёт истоки современная майская традиция.

По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, настроить «сбитый» исторический и культурный код поможет возвращение нормального образования в школы и нормального просветительства, а не «развлекаловки» в телевизоре.

- Единый госэкзамен привёл к всеобщей путанице в головах подростков, ученики путают события Первой мировой и Второй мировой войн, — пояснил парламентарий. — Да, сейчас нет того, как было в начале 90-х, когда молодые люди говорили, что надо было немцам сдаться, тогда бы жили хорошо и пиво пили. Этот маразм преодолён, но до настоящего патриотического воспитания, до настоящего уважения к героям Великой Отечественной ещё далеко.

Утраченная реликвия

Почему так происходит? Ответ кроется всё в тех же смутных девяностых. Пропаганда тогда не­устанно твердила, что мы — народ-урод, народ-неудачник, который всё делал не так, шёл не тем путём, а если чего и добивался, то только через немыслимые жертвы.

На символическом уровне это выражалось в поругании символики целого исторического периода страны: военных стыдили за советские награды, офицерам «во избежание» не рекомендовали носить форму. Люди отрекались от своего прошлого, а слово «патриот» стало ругательным. Даже День Победы у нас украли: ежегодные парады на Красной площади 9 Мая с 1991 по 1994 год включительно не проводились.

Этого времени хватило, чтобы многое забыть, считает доцент кафедры социологии управления Института государственной службы и управления персоналом РАНХиГС Ольга Ефанова.

- В сознании значительной части россиян Великая Отечественная война начинает переходить из ранга «события особой важности» в ранг «одного из значительных исторических событий, происшедших когда-либо в России», — говорит эксперт. — Чтобы восстановить прежнее отношение к Победе как символическому капиталу нации, необходимы «особые» декорации, разнообразные новые формы.

Символ единства

Мы только в начале пути исторического самосознания, считает доцент кафедры истории российской государственности Исторического отделения факультета государственного управления РАНХиГС Мария Фивейская, эксперт в области государственной символики и геральдики. По её мнению, сейчас как раз начался тот этап, когда народ начинает ощущать себя единым народом. Люди с удовольствием покупают вещи с государственной символикой. Инстинктивно, неосознанно. И это не результат пропаганды или оболванивания. Это стремление к символическому единству.

- Любой народ пытается сохранить себя как целость, — поясняет эксперт. — И мы, как политическое, духовное, историческое тело, естественно, стремимся поддержать свою идентичность, в том числе на символическом уровне.

Это касается и новой традиции повязывать себе в память о Великой Победе георгиевскую ленточку, отметила она. Сочетание цветов в ленте привязано к награде, которая считается самой почётной со времён Российской империи и предназначалась для простого солдата. На языке самого общего символизма это уважение к массовому подвигу. Не все люди, может быть, в это вникают, но это не плохо. По крайней мере, они не стесняются проявлять свои чувства.

Однако уповать только на стихийные патриотические порывы не стоит, предупреждает эксперт. Нужна целенаправленная государственная политика, которая должна быть тонкой и умелой, а не тошнотворно прямолинейной. Это вопрос уже искусства, области высоких технологий, а не примитивной пропаганды, выраженной в бесконечных конкурсах детского рисунка и набивших оскомину «тематических» заорганизованных мероприятиях.

Георгиевская лента: на своём месте?

Для одних это символ Победы, для других — помеха, для третьих — модная «мулька».

Финляндия запретила

Два месяца назад автолюбители, пересекающие финскую границу, пожаловались: сотрудники финского пропускного пункта Нуйямаа заставляли снимать с машин георгиевские ленточки. Один из свидетелей возмущённо рассказал, что владельцам десятка машин пришлось убрать с антенн и боковых зеркал символ нашей Победы. Естественно, все были крайне недовольны и даже оскорблены.

- Если бы речь шла о фашистском знаке, его было необходимо заставить снять, — полагает руководитель Центра эффективных коммуникаций Иван Арцишевский. — Но георгиевская ленточка — это символ Победы России, ею мы никого не оскорбляем. Те же Финляндия и Германия должны быть благодарны, что мы освободили их от фашизма и дали возможность развиваться. Но я полагаю, что в действиях пограничников не было политики: в Финляндии достаточно строгие дорожные правила.

Действительно, вскоре финская пограничная служба разъяснила: в их стране запрещено размещать внутри и снаружи машины что-либо, что может ухудшить обзор водителя. Так что никаких претензий именно к ленточке у финнов нет — вопрос только в безопасности движения.

Зато возник другой вопрос, причём не к пограничникам соседнего государства, а к нашим водителям: на дворе был март, а значит, георгиевские ленты провисели на антеннах и зеркалах авто как минимум десять месяцев — их поливали дожди и посыпал снег, на них летела грязь из-под колёс других машин. В каком виде были ленты, даже подумать страшно. Не стыдно ли было ехать в другую страну с таким вот «символом Победы»?

Память о павших… на штанах

В Интернете десятки фотографий с георгиевскими лентами — молодые люди повязывают символ Победы, призванный стать напоминанием о погибших, на кроссовки и джинсы, вплетают в косы и надевают на собачьи ошейники. Некоторые одновременно цепляют по 20-30 лент — на все части тела сразу.

- Стратегия возвышения духа, вставания с колен, которая сейчас пропагандируется, требует символов, а их немного, и георгиевская лента стала таким символом, — считает руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский. — Само по себе стремление демонстрировать с помощью флагов или лент принадлежность к определённой группе, к стране — это нормально, и для любой нации такая демонстрация — довольно важная вещь. Другое дело, что мы не всегда знаем, что скрывается за георгиевской ленточкой, какой в ней заложен исторический смысл. И это приводит к тому, что георгиевскую ленту надевают на антенны машин, на ботинки, что принижает значение символа. Обществу нужны достойные примеры, которые бы демонстрировали, когда и как должна носиться лента. Но так как авторитетов в стране не хватает, появляется кич, а сама георгиевская ленточка превращается в «мульку».

Как надо?

Георгиевская лента — это реплика ленты ордена Святого Георгия, вручавшегося до революции за высшие воинские подвиги. В Великую Отечественную чёрный и оранжевый цвета — «дым и пламень» — перешли к самым почётным боевым наградам: ордену Славы и медали «За победу над Германией». Кроме того, георгиевскую ленту сделали гвардейской.

Все послевоенные годы её цветами украшали стенды и плакаты ко Дню Победы, поздравительные открытки. А в 2005 году лента стала самостоятельным символом: её начали раздавать на улицах, предлагая повязать на одежду в память о павших на войне. Но вот куда?

- Выбирать место для памятных лент нужно исходя из уважения к этому символу, — полагает французский тренер по этикету и протоколу Аркадий Виленский. — Не следует носить их там, где они могут испачкаться, намокнуть, упасть, где их постоянно будут касаться. Не должны такие ленты и развеваться — это ведь не флаги. Поэтому носить их на запястьях рук, в волосах или на сумочках неправильно. Лента должна быть расположена выше пояса. Идеальное место — бант на груди. Или на шляпе — тоже в виде банта или околыша. Ещё вариант — нарукавная повязка выше локтя, но он годится только для официальных лиц во время церемоний. В остальных случаях лента перестаёт быть символической и превращается в декоративную, что обесценивает её смысл. На машинах повязывать символические ленты вообще не принято — они очень быстро испачкаются и потеряют достойный вид.

Александр Горелик

Просмотров 525

07.05.2014 16:41