Смешать, но не взбалтывать

Наша тема | Свобода выбора

Регионы предпочитают сочетать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы

Обновлённое законодательство позволяет местным парламентам самим решать, по какой системе избираться: мажоритарной, пропорциональной или смешанной. На местах широко пользуются свободой выбора. Так, в Чеченской Республике и в Санкт-Петербурге действует стопроцентно пропорциональная сис­тема. В Якутии и в Волго­градской области — смешанная. Москва приняла исключительно мажоритарный вариант. В Крыму две трети депутатов будут избираться по партийным спискам, а треть — по одномандатным округам. Чем же руководствуются регионы, склоняясь к той или иной системе выборов? 

Опять двадцать пять

При мажоритарной системе избиратели голосуют за конкретного человека. Побеждает кандидат, набравший большее число голосов. При пропорциональной избиратель «ставит галочку» за партию, а та выдвигает списки кандидатов. Сколько всего человек от партии пройдёт в парламент, зависит от количества набранных ею голосов.

Региональные и муниципальные законодательные собрания сегодня могут устанавливать свою выборную модель с условием, что не менее 25 процентов депутатов пройдут по партийным спискам. Право избираться стопроцентно по одномандатным округам получили заксобрания Москвы и Санкт-Петербурга. Москва правом воспользовалась, выбрав мажоритарность, что вызвало бурную реакцию КПРФ. Коммунисты подали иск в Конституционный суд с требованием признать изменения в избирательном законодательстве столицы неправомерными. Московские депутаты оставили демарш без ответа.

Наряду с двумя столицами возможность избираться только по спискам или только по округам получили муниципальные собрания. И там разгорелись нешуточные споры. В Собрании депутатов Миасского городского округа с числом избирателей в 140 тысяч и вовсе вышел скандал.

Дискуссии в Миассе

Десять народных избранников подписали письмо на имя председателя Собрания депутатов с предложением с действующей смешанной системы вернуться к стопроцентно мажоритарной системе. «У меня возникли подозрения в подлинности документа, — рассказывает председатель Собрания Игорь Войнов, — и я отправил письмо на экспертизу в органы внутренних дел. Выяснилось, что это копия, а не оригинал». Часть подписантов передумала переходить со смешанной системы на мажоритарную. Подписи, видимо, замазали, а чтобы не было видно исправлений, сделали копию на принтере. Тем временем сторонников чисто мажоритарной системы поубавилось. Под новым письмом подписались только трое.

«Раньше и я считал мажоритарную систему идеальной, — рассказывает Игорь Войнов, — но переменил своё мнение. При пропорциональной системе 90 процентов избирателей получают представителей своих интересов в органе законодательном. При смешанной — 60-70. При мажоритарной кандидату для победы достаточно набрать 25 процентов голосов, то есть 75 процентов избирателей лишатся своего депутата в парламенте. Поэтому я предложил коллегам не торопиться с принятием решения, а присмотреться к выборам в Заксобрание Челябинской области, изучить опыт и остановиться на наиболее демократичном варианте».

Пока в миасском Собрании существует только одна фракция — партии «Единая Россия». Но по словам председателя, «принцип демократического централизма реализовать всё равно не удаётся». Так как члены фракции далеки от консолидации, попросту говоря, ссорятся между собой.

Формула демократического счастья

Большинству же местных парламентов «соломоновым решением» кажется именно смешанная система «50 на 50». Последние выборы в Алтайское краевое Законодательное собрание проходили по этой форме: 34 депутата избрались по одномандатным округам и 34 — по партийным спискам. «Результат оказался парадоксальным, — рассказывает заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Молотов. — По пропорциональной системе оппозиционные партии в совокупности получили больше мандатов, чем «Единая Россия». В Заксобрание прошли девять коммунистов, шесть депутатов от ЛДПР и пять от «Справедливой России», то есть в общей сложности 20. Правящая партия получила 14 мандатов. По мажоритарной системе победителями по всем 34 одномандатным округам оказались представители «Единой России».

По мнению Александра Молотова, система «50 на 50» позволяет нивелировать недостатки и мажоритарной, и пропорциональной моделей. «Большая часть регионов идёт по этому пути. И меня этот тренд радует, — признаётся депутат. — Не нужно уменьшать пропорциональную часть, поскольку смешанная система позволяет развиваться партиям и сформировать, с одной стороны, консолидированный, с другой — разнородный, с точки зрения политической палитры, орган законодательной власти».

Впрочем, снижение партийного компонента до 25 процентов малые партии не пугает. Как говорит председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова, «и при смешанной, и при мажоритарной системе партия имеет шансы на успех, если на местах её представляют авторитетные, достойные люди».

Позаботиться об избирателях, которые просто не успевают разобраться, по какому принципу голосуем сегодня, предлагает заместитель председателя Постоянного комитета Законодательного собрания Вологодской области по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Роман Заварин. «Жители Вологды уже привыкли к смешанной системе выборов, и это самое главное, — считает он. — Нельзя часто вносить изменения в избирательное законодательство. Это путает людей».

В Волгоградской области тоже ратуют за смешанную в равных пропорциях систему, но по другой причине. В области зарегистрировано больше 50 партий, логично, что уменьшать процент депутатов, избираемых по спискам, в регионе не считают целесообразным. «Мы проводили круглый стол с участием представителей партий, и большинство выступило за сохранение формулы «50 на 50», — говорит председатель Комитета Волго­градской областной думы по организации государственной власти и местному самоуправлению Леонид Титов. — На мой взгляд, это оптимальный вариант».

Переход с одной избирательной системы на другую каждый раз вызывает шумные политические дебаты, хотя меняем то, что уже было, на то, что уже пробовали. Стойкий приверженец той или иной модели выборов имеет все шансы рано или поздно праздновать торжество своих идей. Правда, недолго.

мнения

Константин Бахарев

заместитель председателя Государственного совета Республики Крым:

- Сегодня в составе Госсовета Крыма работают сто депутатов, избранных по смешанной системе «50 к 50» с проходным барьером в три процента. Сформировано шесть партийных фракций. В сентябре в единый день голосования у нас состоятся новые выборы в Государственный совет, пройдут они уже в соответствии с изменённым законодательством. Количество депутатов сократится до 75 человек. 50 будут избираться по партийным спискам, а 25 — по одномандатным округам. Каждый из 25 районов и городов Крыма получит в парламенте своего депутата. Но с вхождением республики в состав Российской Федерации крымский парламент, помимо представительских функций, стал выполнять и законодательные. По­этому сейчас нам необходимо наладить законотворческую работу, для чего нужно повысить уровень депутатского корпуса. Этим и объясняется большая численность депутатов, избираемых по пропорциональной системе. Мы будем призывать партии тщательно работать со своими списками кандидатов и включать в них тех, кто будет готов к выполнению обязанностей законодателя. Нам предстоит в ближайшие месяцы принять несколько сотен законов для того, чтобы Крым вошёл и в правовое пространство России.

Владимир Платонов

председатель Московской городской думы:

- Выборы в Московскую городскую думу шестого созыва будут проводиться по мажоритарной системе. У нас был опыт проведения выборов по данной системе: три созыва городской Думы проходили по 35 одномандатным округам. Когда поменялось федеральное законодательство, выборы стали проходить по новой смешанной системе: в Думе осталось 15 одномандатников, а 20 депутатов были избраны по партийным спискам. Но сейчас, как только федеральное законодательство нам позволило, мы вновь вернулись к мажоритарной системе. Считаем, что такая система лучше, ведь люди голосуют за конкретного человека, который будет в дальнейшем представлять их интересы во власти и с кого можно потом спрашивать за результаты работы. Кандидат, который выставляет свою кандидатуру на выборах, ясно понимает, что в случае победы он обязан исполнять обещанное избирателю. Доброе имя нарабатывается и подтверждается конкретными делами в течение долгих лет. Законы разрабатываются и принимаются не для партий, а для граждан. И руководствуются депутаты в первую очередь интересами избирателей.

Вячеслав Макаров

председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

- Я всегда выступал за выборы по одномандатным округам, поскольку у избирателей должен быть свой депутат с жёсткой привязкой к конкретной территории. Ведь у парламента любого уровня две основные функции: законодательная и представительная. А защита интересов населения — это одна из главных задач народных избранников. И, безусловно, избиратели должны знать своих депутатов, иметь возможность обратиться к ним за помощью. Но для определения нового порядка избрания депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга требуется вначале внимательно проанализировать политическую ситуацию в нашем городе. 

Главное, мы должны создать абсолютно прозрачную политическую конструкцию, которая обеспечивала бы максимально широкое представительство в Законодательном собрании всех политических партий, всех слоёв населения. Мы проведём консультации с действующими партиями и политическими движениями, а их на сегодняшний день зарегистрировано уже более пятидесяти, и разработаем сбалансированный документ в интересах всех избирателей города.

Просмотров 546

29.04.2014 14:10